Электроника

МБУК "Сернурская ЦБС"
 
20 | 02 | 2019

425450
Республика Марий Эл,
пгт. Сернур, Микрорайон, д.16

Контактная информация
Телефон: 8(83633)97387
Факс: 8(83633)97717

e-mail: sernurbibl@mail.ru

title1

Режим работы:
с 9.00 до 18.00
воскресенье:
с 9.00 до 15.00
выходной: суббота
последний день месяца: санитарный

с 1 июня по 31 августа библиотеки
работаю по летнему расписанию:
с 9.00 до 18.00 обед с 12.00 до 13.00

суббота и воскресенье –
выходные дни

История Сернурского района 

Сернурский район расположен на северо-восточной возвышенной окраине Республики Марий Эл, за Вятским увалом. Он граничит с Ново - Торъяльским, Куженерским, Параньгинским и Мари-Турекским райо­нами Республики Марий Эл, на севере — с Кировской областью. Датой основания района считается 15 января 1921 года, когда был образован Сернурский кантон, включавший часть волостей Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии — современные северо-восточные районы Республики Марий Эл. Территория района занимает более 1000 квадрат­ных километров. Население составляет 27,7 тыс. человек (2004).

Сернурский край называют краем множества рек и речушек, оврагов, уклонов и возвышенностей, между которыми располагаются луга и поля, леса и рощи. Первоначальное заселение территории района происходило большей частью праудмуртскими племенами. Многочисленные топони­мы на территории Сернурского района говорят о пребывании здесь уд­муртского населения. С XIV века эти территории активно стали осваи­ваться марийцами.

По мнению исследователей, дальнейшее заселение территории севе­ро-восточных районов республики происходило двумя потоками. Начало первому положили активное освоение бассейна реки Средней Вятки новгородцами и основание в 1374 году города Хлынова. Топонимика Яранского, Котельнического, Уржумского и Нолинского уездов, а также народ­ные предания говорят о том, что основу марийского населения Сернур­ского района составили выходцы из южных районов современной Киров­ской области. По местным преданиям, первые жители деревень Ананур, Купсола, а также поселений с основой на Ноля появились со стороны реки Ноли, а основателями деревни Дубники были выходцы со стороны города Яранска. Первыми поселенцами деревни Шудомарий (д. Изи Памаш, Мари-Кугунур, Лавраенер) могли быть выходцы из бассейна реки Шуды, протекающей по территории Кировской области.

В ХXI-ХXII веках, после присоединения Казанского ханства к Мос­ковскому государству, Сернурскую сторону стали осваиваться пересе­ленцы со стороны реки Волги. Названия деревень Оно-Морко, Моркинер свидетельствуют о том, что основателями их могли быть выходцы из современного Моркинского района Республики Марий Эл. Дальнейший рост населения края происходил как за счет естественного прироста, так и за счет русских крестьян из Казанской и Вятской стороны, которые поселялись как в марийских деревнях, так и основывали новые починки. В ХXI-ХXII веках для укрепления власти Московского государства среди марийских земель были построены город Уржум (1554) и слобода Кукарка (80-е). Вся северо-восточная часть современной Республики Марий Эл вошла в состав Алатской дороги Казанского уезда. Названия вновь обра­зованных на территории современного Сернурского района поселений, а также письменные документы ХVIII-ХIX веков позволяют более под­робно рассмотреть основные направления последующих миграционных процессов на территории края.

Марийские поселения Сернурской стороны возникали преимуществен­но при родниках, ручьях и реках, относящихся к Вятской речной систе­ме, в долинах которых велось земледельческое хозяйство. Реки и леса изо­биловали рыбой, дичью и ягодами, что было весьма привлекательно для первых поселенцев.

Основными занятиями населения были земледелие и животноводство, однако первоначально широкое распространение имели охота, рыбо­ловство, бортничество и другие промыслы. О преобладании земледель­ческих занятий у марийцев свидетельствует топонимика района: названия значительной части деревень района, в том числе и районного центра, имеют сложное строение с окончанием на -нур («поле»). Марийское на­селение, в отличие от русского, поселялось отдельными семьями или небольшими родственными группами в отдельных усадьбах (илем, сурт, кудо). Постепенно селения разрастались. Из них выделялись самостоя­тельные семьи и выселялись в новом месте, удобном для земледельчес­ких занятий. Первоначально избы располагались гнездами (кучевая пла­нировка).

В XIX веке марийские поселения получают более четкую планировку: по рядовому плану, и дома стали образовывать улицу. Марийское населе­ние обычно засевало традиционные культуры: рожь, овес, полбу, горох, просо, коноплю и др. Русские крестьяне приносили в земледельческое хозяйство марийцев различные новшества, культивируя картофель, лен, пшеницу и т.п.

Сернурцы не оставались в стороне от событий, происходивших в стране. В XVI веке активно участвовали в национально-освободитель­ной войне («черемисских войнах»), в ХVII-ХVIII веках принимали уча­стие в крестьянских войнах под предводительством И. Болотникова, С. Разина и Е. Пугачева. С ХVII-ХVIII веков в письменных источниках на­чинают упоминаться названия таких деревень, как Лужъял, Кучук- Энер, Кугенер, Макарово, Шукшиер, Тореш-Кубар, Агытан Памаш, Токсубаево и другие.

С 1719 по 1781 годы сернурская сторона входила в состав Казанского уезда Казанской губернии. Территория делилась на сотни и волости: Боль­шая Сернурская, Малая Сернурская, Чукша, Ноли Кукморы тож, Лаж- мари, Руй, Оно Морки и др. В ходе нового административного устройства и создания Вятского наместничества (1775-1780) и Вятской губернии (1796) сернурские земли вошли в состав Царевосанчурского и Уржумс­кого уездов. С ликвидацией в 1802 году Царевосанчурского уезда террито­рия современного района полностью оказалась в составе Уржумского уезда Вятской губернии.

С XVIII века для учета податного населения страны стали регулярно проводиться ревизские переписи. Так, по V ревизии (1795) в селе «Благо­вещенском Макарово тож» числилось 167 душ, из которых «черемис новокрещен» — 163 и «крестьян ясачных» — 4. По VI ревизии (1811) в селе Макарово Сернурской волости имелось 230 ревизских душ, из которых 226 — «черемис новокрещен» и 4 — «ясачных крестьян». По X ревизии (1858) в селе Макарово Большесернурского сельского общества числи­лось 360 ревизских душ, из которых 4 солдатских сына и 1 уволенный и неспособный к службе солдатский сын. В этих переписях в состав села включались близлежащие селения Низовка, Нурбсль, Кучанур, Чибыж и Пуланур.

Ревизские сказки села Макарова сохранили некоторые марийские имена и прозвища, позднее преобразовавшиеся в фамилии: Токсыбай, Пибулат, Пияндык, Конак, Чиндубай, Памыдск, Очибай, Токман, Очей, Паим, Миклай, Аптыл, Абли (Аблей), Ердыган (Ядыган), Пидыган, Ситыган и другие.

Марийские крестьяне сохраняли также традиционные верования. Из­вестный исследователь начала XX века М.Н. Янтемир писал: «Сернур из­вестен был среди мари как своего рода Иерусалим для марийского мира. Он всегда претендовал на руководящую роль в религиозном отношении. И язычество здесь держалось крепко...»

В XVIII веке значительно расширилась миссионерская деятельность русской православной церкви. По всему краю начали возводить право­славные церкви и часовни. Годом основания поселка Сернур считается 1749-й, поскольку 9 мая 1749 года Казанской Духовной консисторией был издан указ о строительстве деревянной церкви в деревне Макарово, воз­веденной к 1754 году. Это была первая православная церковь на сернурс­кой земле. В 1792 году к церкви пристроили придел в честь Михаила Архан­гела. Каменный Спасский храм в Макарове был построен в 1825 году с тремя престолами: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, Миха­ила Архангела и Рождества Иоанна Предтечи.

В XIX веке православные церкви и часовенки строили в каждой волос­ти. В селе Кукнур каменный храм появился в 1816 году в честь Воздвиже­ния Креста Господня. В Марисоле вместо деревянной церкви, построен­ной в 1837 году, в 1880-1888 годах из местного кирпича возвели каменный Покровский храм, а в 1894 году завершили строительство колокольни. Наибольший размах строительство храмов в получило во второй полови­не XIX — начале XX веков. В 1861 году в Токсубаево была построена дере­вянная, а с 1876 года строилась каменная церковь во имя иконы Казан­ской Божьей Матери. В 1870-1873 годах возводилась церковь Рождества Бо­городицы в Зашижемье (Табашное). В 1877 году здесь открылось земское народное училище, типовое здание которого построили в 1906-1912 годах. В 1896 году появилась деревянная Козьмодамианская церковь в деревне Кугушень, к приходу которой отошли 11 селений. В 1901 году в Куприяно­ве началось строительство церкви во имя святителя Стефана Пермского. В 1904 году в Большом Шокшеме освятили деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В Серафимовской церкви в Токтамыже начались службы после 1906 года, когда из Сернура перевезли деревянную церковь.

Кроме православных храмов, были построены деревянные часовенки близ селений: Сердежа (1875), Ведоснур (1902), Мурзанаево (1887), Шабыково (1901), между Коростелями и Руймучашью (1884), при починках Шаба (1890), Ершово (1904). В большинстве православных храмов проходили службы до 20-х — 30-х годов XX века, в дальнейшем церкви были разру­шены или использовались не по назначению. Важно отметить, что мно­гие священнослужители в то время являлись не только проводниками идей православия, но и наиболее образованными и культурными людь­ми в округе, распространявшими среди крестьян грамоту.

В середине XIX века марийские крестьяне сеяли в основном рожь, овес, ячмень и пшеницу. Современники отмечали, что марийцы стреми­лись накопить необмолоченные скирды хлеба. Некоторые из крестьян сохраняли до 30-40 и даже 70 скирд хлеба. Обмолоченный хлеб крестьяне продавали на местном рынке или увозили на винокуренные и железоде­лательные заводы Уржумского уезда, а также в Казань. Каждое воскресе­нье в Сернуре, Марисоле и Кукнуре проводились торжки и базары. По престольным праздникам в Сернуре проводились ярмарки: в Благовещен­ский (25 марта), Спасский (1 августа) и Михайловский (8 ноября) пре­столы. Иногда они затягивались на несколько дней или даже на неделю. На ярмарках и базарах местные крестьяне продавали хлеб, пряжу, лап­ти, валенки, изделия кузнецов, сапожников, портных, жерновые кам­ни, покупали соль, чай, рыбу, табак и фабричные товары.

Одежда марийцев в XIX веке во многом сохраняла традиционные чер­ты и изготавливалась в домашних условиях. Женский костюм сернурских мари состоял из туникообразной рубахи с правым асимметричным грудным разрезом, холщовых штанов, туникообразного прямоспинного каф­тана с клиньями. Среди головных уборов преобладал остроконечный шымакш, который носили с треугольным холщовым платком. Свадеб­ный костюм женщин отличался большей нарядностью и обилием укра­шений. Он состоял из зеленого суконного кафтана, суконной шапки с лисьим мехом, подвесок и украшений. Мужской костюм, в отличие от женского, подвергся влиянию русского костюма.

В 70-е годы XIX века к некрестьянскому сословию в Сернурской воло­сти относилось лишь 50 человек, из которых насчитывалось 23 мужчины и 27 женщин. К началу 80-х годов XIX века числилось 7 чиновников, в том числе 4 мужчин и 3 женщины, 16 мещан. В 1883 году здесь насчитывалось 11354 человека — 5535 мужчин и 5819 женщин, из них 8558 марийцев, 2729 русских, 38 крещеных татар и 33 из цыган. В сословном отношении преоб­ладали крестьяне.

Большинство сельских поселений были однонациональные. По под­ворной переписи 1884 года в деревнях Парсаев, Лапка-Памаш, Алдиаров, Верхний Нольдур и Иван-Сола вместе проживали русские и марий­цы, а в деревне Средний Торешкюбар — марийцы и крещеные татары. Наиболее распространенным типом поселений в южной части Уржумс­кого уезда были деревни, починки и выселки. В 1881 году из 88 селений Сернурской волости 29 числились деревней (33 процента), 22 — почин­ком (25 процентов), 36 — выселком (41 процент) и 1 — селом. В 1884 году из 89 селений 52 числились деревнями, 34 — починками, 2 — выселками и 1 — селом. К 1910 году численность поселений в волости достигла 92. Селения сернурской стороны, в сравнении с другими местностями, от­личались малодворностью. Доля поселений с числом дворов менее 10 составляла в волости 22,3 процента, а по уезду 20,4 процента, более 50 — соответственно 8,2 процента и 8,9 процента. К числу наиболее крупных селений в волости относились деревни Куприан-Сола (66 дворов), Ведоснур (63 двора), Большая Мушка (54 двора), починок Красный Ключ (57 дворов). Малую дворность большинства селений волости можно объяс­нить тем, что при абсолютном преобладании земледельческих занятий, истощении сельскохозяйственных угодий в местах прежнего проживания, крестьяне переселялись ближе к пахотным и лесным угодьям. Новые по­селения устраивали большей частью вблизи источника воды, недалеко от земельного надела и леса. На реках устраивали рыбные ловли.

Еще в 70-е годы XIX века современники отмечали, что сернурские крестьяне из-за сокращения лесных площадей вынуждены были поку­пать дрова и лесоматериалы даже в Царевококшайском уезде Казанс­кой губернии.

Основным занятием населения Сернурской, Косолаповской, Кукнурской, Кичминской, Кузнецовской и других окружающих волостей явля­лось земледелие. В Сернурской волости на 1 двор приходилось 15,1 дес. всей земли, из которых 11,2 дес. — пашня (74,2 процента), 1,62 рабочих лошади. На одну лошадь приходилось 6,9 дес. пашни. Крестьянская земля состояла из усадьбы, пахотной земли, лесов, лугов и выгона. Частновладельческой земли у крестьян было мало: 67,5 дес. на всю Сернурскую волость, из которых 62,5 дес. — пахотная земля. Церковному причту Сернура принад­лежало 159 дес. 1994 кв. саж., Кукнура — 35 дес. 552 кв. саж., Куприан-Солы—         37 дес., Марисолы — 9 дес. 1900 саж.

К началу XX века изменилась структура сельскохозяйственных угодий Сернурской и окружающих волостей. Площадь пахотных земель увеличи­лась за счет сокращения сенокосных угодий, подушного леса, выгона и усадебной земли. Сокращение сенокосных угодий и выгона привело к сни­жению численности скота: лошадей — на 19 процентов, взрослых коров

—        на 26,1 процента. Из-за недостатка удобрения постепенно истощались пахотные земли крестьян. Тенденция сокращения крестьянского скота отмечалась хотя и в целом по уезду, но в меньших размерах. Для благо­приятного ведения земледельческого хозяйства наиболее оптимальным соотношением сенокосных угодий к пашне современники считали один к трем. Между тем, по Сернурской волости этот показатель составлял в 1884 году один к десяти, а в 1902 году один к двадцати.

В крестьянских хозяйствах из лошадей чаще всего преобладали мелкие беспородные: на них можно было вспахать в день до 1/2 десятины на легких почвах, и чуть менее — на тяжелых. Кроме крупного скота, крестьяне держали также свиней, овец и коз. Свиньи в то время считались признаком зажиточности хозяйства.

В 80-е — 90-е годы XIX века земли покупались как целыми общества­ми, так и отдельными крестьянами. Среди купчих имелись и неудобные земли, и казенные оброчные статьи. Так, крестьянин Нижнекугенерского общества Филипп Сергеев с товарищами (41 чел.) приобрели у казны 42 дсс., а крестьянин деревни Верхний Торешкюбар Федор Вшивцев с товарищами (34 чел.) — 58 дес. пашни. Крестьяне деревни Большая Коклала Сернурской волости Коклалинского общества в 1899 году получили от казны в свои наделы лесов удобных 53,24 дсс., неудобных — 0,13 дес. Выкупные платежи были назначены им с 1 января 1899 года по I января 1943 года в размере 19 руб. 99 коп. Крестьяне селений Красный Ключ, Кочанур, Чибиж, Тамшинер, Ахмат-Энер, Пирогово, Ведоснур и Ниж­ний Кугенер ходатайствовали в 1879 году о включении в их надел казен­ных оброчных статей, расположенных внутри их наделов.

Усиливавшееся к концу 80-х годов XIX века малоземелье в условиях экстенсивного земледелия вызывало стремление крестьян к переселениям в Сибирь. Так, крестьяне селений Ведоснур, При Устье Сердежа, Верх­него Кугенера, Парсаева и ряда других деревень без разрешения властей переселялись в Томскую губернию. Главной причиной крестьянских воль­ных переселений было не столько отсутствие земли, а сильная ее исто­щенность. Поскольку возвращение на родину этих крестьян привело бы еще к большим затратам, власти разрешили им остаться в Семилужской волости Томской губернии, где они уже обзавелись своим хозяйством.

В 1903 году сельским обществам Сернурской волости принадлежало 32460,25 дес. удобной и 993,5 дес. неудобной земли. Обычно урожай озимых хлебов на крестьянских полях составлял «сам» 3-4, яровых — «сам» 3. К концу XIX века частым явлением в крестьянской жизни были засухи и недороды. Так, в 1887 году урожайность ржи в Сернурской волости соста­вила «сам» 2, яровых — «сам» 1,25.

Недоимки тяжелым грузом лежали на плечах крестьян. К 1 сентября 1887 года их насчитывалось на 7433 руб. 25 коп. На истощенной земле зем­леделие едва давало крестьянам возможность прокормиться. Все чаще значительная часть надельной земли оставалась без обработки или же сдавалась в аренду только из платежа податей с этой земли. Даже в сред­ний по урожайности год хлеба не хватало для нормального функциони­рования крестьянского хозяйства.

Единственной системой земледелия в конце XIX века оставалось трех­полье. Уржумское уездное земство предпринимало ряд мер для улучше­ния способов обработки земли и внедрения многопольных севооборотов. Но травосеяние в сернурской округе из-за дороговизны семян распрост­ранялось слабо. В 1903 году на Сернурском школьном поле урожай клеве­ра составил на земле, удобренной навозом под предшествовавшие два хлеба, озимой и яровой — 455 пуд., на земле, удобренной алебастром (25 пуд. на дес.), — 420 пуд. и без удобрения — 300 пуд. с казенной десятины. Некоторые крестьяне, учителя и священники в конце XIX — начале XX веков начали заниматься садоводством: в Сернуре — И.К. Новоселов и А.Г. Попов, в Большой Мушке — Иван Веткин, в Староверово — Г.Ф. Новоселов.

Поданным Сернурского волостного правления, в 1881 году в 8 сельс­ких обществах волости насчитывалось 2018 дворов в 88 населенных пунк­тах. В них имелось мельниц ветряных — 20, водяных — 21, крупяных обди­рок — 2, маслобойных заведений — 2, кузнечных заведений — 34, смоло­курен — 4, кабаков — 5, лавок — 3, ломок жерновых камней (Нолькин камень) — I. К концу века водяных мельниц стало 21. ветряных — 11, конных — 2, торговых лавок «с продажею мануфактуры и галантерейных товаров, чая, сахара, железа, табаку и съестных припасов» — 3 и «мелоч­ных лавок с продажею чая, сахара и съестных припасов» — 33.

Из 21 общественной водяной мельницы 19 сдавались в аренду. Соб­ственные имели сернурский крестьянин Д.И. Милютин в деревне Бадьиной и уржумский мещанин П.А. Ямщиков в деревне Красный Ключ. Пер­вый арендовал еще водяные мельницы в деревне Кочанур и вблизи Сернура. Водяные мельницы имелись также в селениях Куп-Сола, Большой Торешкюбар, Глазырино, Староверово, починок При Ведексеевской мельнице и других.

Ветряные мельницы размещались в селениях Куприан-Сола, Палашнур (Антропов), Малая Коклала, Кададинер, Нижний Кугенер, Олма Шоиская, Калеево. Конные имелись в деревнях Большая Коклала и Боль­шой Ключ.

Мельницы обслуживали крестьяне близлежащих деревень. Мельника­ми в большинстве случаев являлись сами владельцы, и лишь на 8 вододействуюших мельницах арендаторы или хозяева нанимали работников. Торговый оборот мельниц Сернурской волости в 1898 году составил 6550 руб., прибыль — 895 руб. Из этой суммы водяные имели годовой оборот 5480 руб. с прибылью 662 руб., ветряные — 1000 руб. и 210 руб., конные — 70 руб. и 23 руб.

К концу XIX века распространенным явлением деревенской жизни ста­ли торговые лавки. В торговых лавках волостных центров имелся более широкий ассортимент промышленных и продовольственных товаров. Так, только в Сернуре в 1898 году имелось 3 торговые лавки: крестьянина дерев­ни Красный Ключ Е.П. Буркова, мещанина города Уржума П.Е. Горбунова и мещанки из Казани А.Т. Кошкиной. Их торговый оборот составлял 7000 руб., прибыль — 240 руб. в год.

В деревнях были распространены так называемые мелочные лавки. Торговый оборот 26 таких лавок в 1898 году был оценен податными инспекторами в 6840 руб., прибыль — 491 руб. Владельцами таких заве­дений являлись, как правило, крестьяне тех же деревень, где разме­щались лавки. По 2 торговые лавки имелось в деревнях Кырмыж (вла­дельцы И. М. Орехов и Ф.Я. Орехов), Большая Мушка (В.И. Росляков и Степан Иванов), Кочанур (П.Т. Терехов и Е.Г. Петухова), При Устье Сердежа (З.И. Окулов и Г. И. Окулов). Кроме мелких лавочек, торгов­лей вразнос съестными припасами и табаком занимались 13 человек. В деревнях Мустаево и Большой Чашкаял имелись лавочки с продажей марийских женских украшений.

В селе Сернур имелось трактирное заведение «с продажею питий», содержащееся Сернурским сельским обществом. Такие же имелись в селах Кугушень, Кукнур, Марисола, владельцами были торговый дом «Вдова и наследники Уржумского купца Л.П. Матвеева», отставной поручик А.П. Садовень и В.А. Депрейс. Кроме того, в разнос время А.П. Садовень содержал в Сернуре постоялый двор, а Д.И. Милютин имел кулеткацкое заведение.

Из местных промыслов важное место занимали гончарное дело и об­работка камней, кузнечный и портняжный промыслы, окраска холста и прочих материалов. Некоторые крестьяне занимались чеботным промыс­лом и обработкой изделий из шерсти. Из отхожих промыслов (далее 30 верст) были развиты распиловка леса, смолокурение, плотничество в Казанской, Пермской и Оренбургской губерниях, извоз и кладка печей.

Эпидемии, болезни, голодные неурожайные годы, а также рекрут­ские наборы сдерживали прирост населения края. До середины XIX века на сернурской земле не имелось ни одного лечебного учрежде­ния. В 1868 году в Сернуре открыли единственное в северо-восточной части марийского края лечебное учреждение на 10 коек. Первыми вра­чами больницы были Ивашкевич, Спасский, Драверт, Пересветов, Долгушин, Бодров и другие. Своим беззаветным трудом они заслужили уважение и память жителей края.

Начало школьному делу положило открытие в 1849 году начального народного училища. Открытие в 1867 году земских органов в Вятской гу­бернии значительно ускорило дело народного просвещения. В порефор­менные годы стали открываться как земские, гак и церковноприходс­кие, миссионерские школы. В 1874 году в Сернурском приходе открылась Куприансолинская миссионерская школа Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая, позднее переведенная в деревню Шоркинер. Учи­телем был назначен крестьянин Иван Сидоров, имевший свидетельство на звание учителя начального училища. В 1895 году в Сернуре начала ра­ботать библиотека, а в 1903 году открылась земская библиотека.

В Сернуре прошли детские и юношеские годы классика русской по­эзии XX века Н.А. Заболоцкого (1903-1958). Им оставлены замечатель­ные стихотворения, выразившие красоту и неповторимость марийс­кого края. Другим известным уроженцем Сернурского района являет­ся писатель-просветитель, драматург А.Ф. Конаков (1887-1922), родив­шийся в деревне Куп-Сола. Имя А.Ф. Конакова носит Сернурский историко-литературный музей.

Сернурская земля, как и вся территория Уржумского уезда, в конце XIX — начале XX веков продолжала оставаться земледельческой. Кресть­янское хозяйство в волости во многом носило полунатуральный харак­тер. В отличие от других волостей здесь практически не оставалось свобод­ных для обработки земель, что в условиях экстенсивною земледелия вело к истощению и появлению различного рода неземледельческих занятий и промыслов. Из-за жесткой налоговой политики, участившихся недоро­дов появление многопольной системы земледелия в условиях снижения благосостояния основной массы крестьянства сдерживалось. Тем не ме­нее, в это время происходило укрепление товарно-денежных отношений в деревне.

С установлением советской власти и окончанием гражданской войны изменилось административно-территориальное деление. Согласно Декре­ту ВЦИК и Совнаркома «Об автономной области марийского народа» в состав автономной области были включены позднее вошедшие в Сернурский кантон волости: из Уржумского уезда целиком Конганурская, Новоторъяльская, Токтайбелякская, Сернурская, Марисолинская, Косолаповская, Ирмучашская, Мари-Биляморская, Мари-Турекская, из Яранского уезда — Кадамская; селения: из Кичминской волости — Осипово, Агапенки, Терентьево, Обалыш (Верхний), Татар-Энгер, Татар - Энгер (Верхний), Короткий Ключ, Яндуя, Чашкер-Сола (Верхняя), из Кокшинской волости — Шаминсола, Митринер, Архипенки, Пуза (Казаковка), Простая Пуза, Прутки, Антоново, Шулепово, Шамово, Волдай, Козлы, Пичужата, Машкер, Кашкарята, Феклисята, из Кузнецов­ской волости — Чашкаял, Малый, Нижний и Средний Сернур, Тохтамышево, Султанай, Лаптево, Лоскутов Верхний, Лоскутов Нижний, Скулкино, Болотный Ключ, Лопа, из Буйской волости — Вошма, Вер­хний, Средний и Нижний Руял, Орсюба, Козлоял (Сюба), Сюзово, Ремезово и Крюковский. 15 января 1921 года был образован Сернурский кантон МАО с центром в селе Сернур. В 1924 году в состав МАО вошли 62 селения из Кичминской, 13 — из Кокшинской волостей Уржумского уез­да. В связи с разукрупнением в 1924 году Сернурского кантона, упразд­нением волостей, появились новые кантоны: Торъяльский и Мари- Турекский. Согласно новому административному делению в Сернурский кантон вошли селения Сернурской и Марисолинской волостей, части Токтайбелякской, Ирмучашской, Кокшинской, Кичминской, Кузне­цовской волостей Уржумского уезда. Декретом ВЦИК от 6 июня 1925 года в состав Сернурского кантона был включен ряд селений Кокшинской и Кичминской волостей Уржумского уезда. В 1926 году Сернур был переве­ден в разряд сел. Изменения в административно-территориальном деле­нии происходили вплоть до 30-х годов XX века, когда окончательно уста­новилось районное деление.

Первые годы существования Марийской автономной области оказа­лись нелегкими для жителей края. Продразверстка, сокращение посев­ных площадей и голод 1921-1922 годов привели к значительному ухудше­нию экономической ситуации. Голод унес жизни тысяч людей. Несмотря на трудности, в кантоне открывались новые школы и культурные учреж­дения, строились новые предприятия.

21 января 1918 года в здании Сернурского двуклассного училища состоялся первый уездный съезд мари, на котором приняли решение открыть с осени 1918 года учительскую семинарию. 4 октября 1918 года вышло постановление Уржумского уездного исполнительного коми­тета об открытии учительской семинарии в Сернуре. Заведующим се­минарией и преподавателем математики был назначен М.И. Веткин, уроженец деревни Средняя Мушка (Веткино). По окончании граждан­ской войны подготовка учительских кадров продолжалась на педагоги­ческих курсах, переименованных затем в педтехникум. Преподавателя­ми работали И.Е. Романов, В.П. Мосолов, Ф.Е. Егоров и другие. В 1921 году здесь обучались 187 человек, из них 176 мари, 11 русских. В учеб­ном заведении действовал любительский театр. В 1920 году впервые на сернурской земле педкурсовцы организовали праздник «Пеледыш пайрем». В 1924 году педтехникум закрыли, учащихся перевели в город Краснококшайск. Недостаток учительских кадров в школах заставил руко­водство МАО открыть в 1929 году на базе сернурской школы 2-й ступе­ни агропедтехникум. Студенты педтехникума, затем педучилища (1931) не только обучались, но и активно участвовали в общественной жиз­ни: устраивали литературные вечера, играли в духовом оркестре, ко­торым руководил учитель музыки Э.А. Гаккельберг. По учебно - воспитательной работе Сернурское педучилище занимало первое место по МАССР, а по Горьковскому краю вместе с Арзамасским педучили­щем — 1-е – 2-е место. Новым явлением в районе с середины 20-х годов XX века стали регулярные показы кинофильмов населению.

С переходом ко всеобщему обязательному начальному образованию школы-семилетки преобразовали в школы коммунистической моло­дежи (ШКМ). При Сернурском техникуме открыли трехмесячные педкурсы по подготовке учителей марийских начальных школ. В 1932 году для подготовки партийных и советских работников в Сернуре откры­ли совпартшколу для граждан 19-35 лет, окончивших школу 1 сту­пени. К 1937-1938 годам в районе насчитывалось 27 начальных школ, 15 неполных средних, средняя и педучилище.

Неоценимый вклад в развитие народного образования и культуры в районе внесли В.П. Мосолов, И.А. Шабдаров (Шабдар Осып), А.Ф. Конаков и другие. Мировую известность получил замечательный киноак­тер Йыван Кырля, сыгравший роль Мустафы в фильме «Путевка в жизнь». На состоявшемся в 1934 году областном слете учителей - ударников Большесердежская семилетняя ШКМ была награждена Почет­ной грамотой. Наград были удостоены также учительница этой же школы А.М. Кострикова (сестра С. М. Кирова), учительница Мустаевской школы I ступени Е.К. Мамаева.

В культурном и политическом просвещении населения большую роль сыграла районная газета «Коммунар», выходившая в Сернуре с 1930 года на русском и марийском языках. В 1933 году появился радиоузел. Значи­тельно улучшилось медицинское обслуживание населения. В ряде селений района были открыты лечебные учреждения. Так, в 1927 году в селе Зашижемье заложили первый камень новой больницы, а в 1930 году от­крыли фельдшерский пункт.

Несмотря на трудности послевоенного времени, голод и разруху, в 20-е годы XX века началось восстановление экономики. Крестьяне со­здавали различные объединения: кредитные сельскохозяйственные то­варищества, сельскохозяйственные кооперативные товарищества по со­вместной обработке земли, артели и коммуны. Так, в 1925 году в Сернурском кантоне имелось 6 кредитных сельскохозяйственных товари­ществ, 5 потребительских кооперативов и 3 сельскохозяйственных коо­перативных товарищества по совместной обработке земли: «Якорь», «Заря» Нурбельского района и «Йошкар Куралше» Мари-Солинского района. В 1928 году крестьяне деревень Нижний Малый Сернур и Пўнчер йымал (13 хозяйств) образовали машинное товарищество. Они приоб­рели 2 сеялки и 8 плугов. К 1927 году из 11867 хозяйств кантона 27 про­центов были безлошадными, а в колхозах, поданным 1928 года, состо­яло лишь около 1,4 процента всех крестьян кантона. С началом массо­вой коллективизации каждая деревня была охвачена этим процессом. К 1933 году коллективизировали 75-80 процентов крестьянских хозяйств.

В кратчайшие сроки создавалась колхозно-совхозная организация в де­ревне. Появление колхозов значительно укрепило материально-техничес­кую базу сельского хозяйства. К 1936 году в районе имелось 124 трактора, 9 комбайнов, 20 сложных молотилок, 8 автомашин, 5 жаток-самовязалок, 5 льнотеребилок и 96 молочнотоварных ферм. Появились первые трактористы-стахановцы, передовики и энтузиасты сельскохозяйствен­ного производства. Значительная часть колхозного крестьянства смогла реально улучшить материальное положение. Труженики колхозов искренне верили в «светлое будущее». С другой стороны, коллективизация проводи­лась директивно, без учета желания крестьян, зачастую через подавле­ние любого сопротивления, угрозы и аресты. Установившаяся система власти привела к многочисленным жертвам в сталинских лагерях. В ходе репрессий 30-х — начала 50-х годов административному и уголовному на­казанию подверглось немало сернурцев. Среди них крестьяне, учителя, священники, партийные работники.

В 30-е годы прекратили службу православные церкви, преследовалось участие и в православной синодальной обновленческой общине, насчи­тывавшей в 1933 году 2450 человек, а также в языческих молениях. Многие из верующих погибли в лагерях.

Восстановление сельскохозяйственного производства в 20-е — 30-е годы было невозможно без обновления материальной базы и создания про­мышленных предприятий. Еще в 1923 году началось строительство Сернурской электростанции и мельницы на нефтяном двигателе. Уже 1 мая 1923 года Сернурская электростанция дала первый промышленный ток. В 1929 году в коммуну «III Интернационал» поступил первый трактор «Фордзон», а в 1930 году была создана Сернурская МТС. В этом же году нача­лось строительство аэродрома в связи с открытием воздушной линии Ниж­ний Новгород — Чебоксары — Йошкар-Ола — Ижевск с промежуточной посадкой в Сернуре. В 1931-1932 годах около деревни Староверово постро­или первое промышленное предприятие в районе — льнозавод, на кото­ром работали более 80 человек.

С началом Великой Отечественной войны на защиту Отечества при­звали 9151 жителей района. Многие награждены орденами и медалями. Погибли 5079 сернурца, среди них А. Н. Вершинин, В.Н. Егошин, С.Я. Емельянов, танкист К.В. Попов и многие другие, награжденные орде­нами. За подвиги, совершенные на фронтах, 5 сернурцев — К В. Но­воселов, М.В. Онучин, И.Г. Отмахов, Б.С. Шабалин и А.М. Яналов — удостоены звания Героя Советского Союза. Уроженец деревни Климино Кугушенского сельсовета Кузьма Васильевич Новоселов в годы войны совершил 235 боевых вылетов, сбил 22 самолета противника. Младший лейтенант Андрей Михайлович Яналов из деревни Лапка Памаш проявил героизм в боях за Кенигсберг. Фронтовики И.Е. Пиро­гов и С.И. Чемоданов стали генералами.

Сернурская земля, как и другие районы МАССР, принимала эваку­ированных жителей западных районов страны. Труженики тыла отправ­ляли бойцам фронта теплую одежду, собирали деньги на строитель­ство самолетов и танковой колонны, строили оборонительные рубе­жи вдоль Волги и Ветлуги. Хотя значительно ослабла материально- техническая база, колхозы и совхозы поставляли для нужд фронта свою продукцию, продолжало работать педучилище. Члены колхоза «Крас­ный прогресс» (д. Шаба, председатель И.В. Шабалин) из личных сбере­жений отдали на строительство самолета 100000 руб.

Война принесла много горя народу. Практически в каждой семье были погибшие или раненые. Из-за недостатка семенного материла, тягловой силы и мужских рабочих рук в колхозах уменьшалось поголовье скота, снижалась урожайность сельскохозяйственных культур. Несмотря па труд­ности, люди с честью выдержали все невзгоды и испытание войной. Сот­ни тружеников района за доблестный труд в годы Великой Отечествен­ной войны были удостоены государственных наград. Среди них трактори­стки М. Паймерова из Сернурской МТС, Т. Таныгина из Казанской МТС, А.Е. Тупанова, бригадир 16-й тракторной бригады и многие другие.

В период войны изменилось административно-территориальное деле­ние района. В 1943 году северная часть Сернурского района отошла во вновь образованный район — Казанский.

После окончания войны главной задачей жителей района стало вос­становление и увеличение сельскохозяйственного производства, строи­тельство перерабатывающих и ремонтно-строитсльных предприятий. К 1957 году 80,8 процента населения Сернурского района состояли в колхозах. Однако экономическая слабость послевоенных колхозов не позволяла быстро наращивать объемы сельскохозяйственного производства. Требо­валось укрепление материально-производственной базы колхозов и их укрупнение. Вместе с тем, личное подсобное хозяйство оставалось важ­ным источником дохода для большинства жителей района.

В 60-е годы были построены маслосырзавод, хлебозавод, автотран­спортная контора и автобаза с бензозаправкой, создана межрайонная строительная организация. Машинно-тракторная станция обслужива­ла 28 сельхозартелей. Началась промышленная добыча щебня в ка­менном карьере.

В 1966 году село Сернур приобрело статус рабочего поселка. Нача­лась его застройка современными благоустроенными домами.

Значительно укрепилась материальная база учреждений образова­ния и культуры. В 1953 году для организации внешкольной работы в Сернуре открылся дом пионеров. В 60-70-е годы строились новые шко­лы, клубы и детские сады, в районном центре начал работать совре­менный кинотеатр. В 1976 году в Сернуре построили новое типовое зда­ние средней школы. Важным событием в районе стали строительство и пуск новых корпусов районной больницы (1977), здания Сернурской средней школы № 2 (1989) и поликлиники (1991).

Добросовестно трудились на пиве просвещения учителя и руково­дители учреждений образования. Среди них директор Мустаевской шко­лы, заслуженный учитель МАССР Василий Михайлович Мамаев, учи­тель и врач Василий Иванович Иванов, директор Сернурского педучи­лища, позднее профессор Московского пединститута им. В.И. Ленина Иван Андреевич Ведерников.

Наиболее интенсивно развивалось сельское хозяйство Сернурского района в 70-е — 80-е годы. Одним из важнейших направлений развития сельскохозяйственного производства тогда было овцеводство. Промыш­ленное производство шерсти и баранины началось в 1970 году со стро­ительством в совхозе «Марисолинский» комплекса по разведению ци­гайских овец. В 80-е годы это хозяйство стало базовым для практического обучения овцеводству студентов МарГУ. В годы функционирования плем­хоза «Марисолинский» здесь были построены детский комбинат на 160 мест, средняя школа на 460 мест, 30 домов усадебного типа, 4 двадцатисемиквартирных дома, фельдшерско-акушерский пункт, другие про­изводственные помещения. Поголовье овец достигло 13,5 тысяч.

В 1985 году в районе насчитывалось 72784 га пахотных угодий, 80 животноводческих ферм и 14 комплексов. Содержалось 25062 головы крупного рогатого скота, 2808 свиней и 15278 овец. В колхозах и совхо­зах насчитывалось 1057 тракторов, 293 зерноуборочных комбайна, 387 грузовых машин и прочей техники. Урожайность зерновых составила 15,5 центнера с гектара. Работали 32 общеобразовательные школы, 16 сельских домов культуры, 22 сельских клуба, 25 библиотек, 30 фельд­шерских пунктов. В 1975 году был пущен Дубниковский пивзавод, про­дукция которого расходилась не только в районах МАССР, но и в Ки­ровской области.

В 90-е годы населенные пункты района начали подключать к природному газу. Из успешно функционирующих промышленных предприятий района выделялись сырзавод, автотранспортное предприятие, Поланурское РТП, ДРСГУП, МПС «Дубники» и другие. Доказывали свою жизне­способность и сельхозпредприятия.

Сейчас в Сернурском районе функционируют сельские и районный дома культуры, сельские клубы, кинотеатр. Работают 28 общеобразо­вательных школ, 13 дошкольных образовательных учреждений, дом народного творчества, детская спортивная школа, которые посеща­ют 3763 детей. В образовательных учреждениях Сернура, деревни Мустаево и села Кукнур работают компьютерные классы. При сернурской средней школе № 2 им. Н.А. Заболоцкого открыт интернет-центр.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Сер­нурском районе проживали 25280 человек, из которых 12252 мужчины и 13028 женщин. Сельское население района составило 16249 человек, городское (п. Сернур) — 9031 человек. Среднемесячная начисленная зарплата работников в 2002 году достигала 1542,9 руб., в 2003 году — 967,3 руб. Жилищный фонд района включал в 2001 году — 499,1 тыс. кв. метра, в 2002 году — 503,4.

В районе сформировался многочисленный отряд работников с высшим образованием — учителей, медицинских работников, специалистов сельскохозяйственного и промышленного производства, которые сыграли большую роль в укреплении культурного, образовательного и промышленного потенциала района. Весомый вклад в это внесли руководители района: секретари райкома партии, председатели райис­полкома, главы районной и сельской администраций.

Несмотря на сложную современную ситуацию, при поддержке руко­водства республики в районе реализуются меры по стабилизации и разви­тию социально-экономического положения, социальной поддержке на­селения и сдерживанию безработицы. К 2006 году в районе проложено 43,1 км газопровода, 441 жителей района возводят собственные дома, в том числе 147 — в поселке Сернур. Собственные доходы муниципального бюджета выросли с 15,2 млн. руб. в 2000 году до 23,9 млн. руб. в 2003 году.

Жители Сернурского района разговаривают на марийском, русском и татарском языках. Многие марийцы остаются приверженцами язы­ческой веры, совершая моления в святых рощах — кюсото, имею­щихся около деревень Куприянове, Поланур, Чемеево, Пактаево и других. Некоторые выезжают в Кировскую область почтить святое ме­сто марийцев — Чумбулат гору. Немало и отмечающих православные праздники. В последние годы возобновились богослужения в церквах Воздвижения Креста Господня (с. Кукнур), Покровской (с. Марисола), Архангела Михаила (п. Сернур). В 2004 году началось строительство новой церкви в Сернуре. Ежегодно проводятся традиционные нацио­нальные праздники «Пеледыш пайрем», «Проводы зимы» и другие. В содружестве с марийцами, русскими и татарами в районе проживают представители других национальностей.

Сернурская земля богата знаменитыми уроженцами, среди кото­рых видные политические и общественные деятели, ученые, актеры, певцы, писатели и генералы. Перед районным домом культуры возве­дены памятники известному литератору-просветителю Александру Фе­доровичу Конакову и марийскому писателю Шабдару Осыпу. Родной край прославили композитор Иван Молотов, ученый-этнограф Ксенофонт Архипович Четкарев, краеведы и писатели Ким Васин, Кон­стантин Коршунов, спортсмены Нина Петровна Селюнина и Вале­рий Николаевич Исаев. Их добрые традиции продолжают сегодня веду­щая солистка Казанского театра оперы и балета, профессор Ка­занской консерватории Галина Трофимовна Окунева-Ластовка, му­зыкант Виталий Шапкин, художник Николай Васильевич Токтаулов, писатели и поэты Валерий Бердинский, Зинаида Ермакова, ученые Семен Яковлевич Черных, Анатолий Степанович и Валерий Степано­вич Патрушевы, Геннадий Андреевич Сепеев, Елизар Николаевич Мустаев, Аркадий Николаевич Чимаев, ректор МарГУ, доктор сельско­хозяйственных наук, профессор, депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл Виталий Иванович Макаров и многие другие.

Статья из книги:

Предисловие [Текст] // История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район: сборник документальных очерков. – Йошкар-Ола: комитет РМЭ по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, администрация муниципального образования «Сернурский район»,  с. 4 - 18. 

Эта книга повествует о прошлом Сернурского края, сохранившемся в памяти наших современников благодаря историческим документам, письменным источникам и устному народному творчеству. Это книга об истории сел, деревень, хуторов и починков Сернурского района. Книга предназначена для широкого круга читателей. 

Поделиться

Афиша

«Библиотекарь прочитал и вам советует»

29-01-2019 Конкурсы

«Библиотекарь прочитал и вам советует»о районном профессиональном конкурсена лучшую устную рекламу художественной литературы Положение

Подробнее »

Внимание! Международный конкурс "ЖИВАЯ КЛАССИКА"

22-11-2018 Объявления

Внимание! Международный конкурс "ЖИВАЯ КЛАССИКА"

    Участники (учащиеся 5 – 11 классов) с разных уголков России и стран зарубежья…Возможность провести незабываемые каникулы в детском центре "Артек"...

Подробнее »

НЭБ

10-10-2018 Объявления

 НЭБ

Уважаемые пользователи! В нашей библиотеке для Вас открыт доступ к НЭБ (Национальной Электронной Библиотеке) Национальная электронная библиотека (НЭБ) — Федеральная государственная...

Подробнее »

Электронные библиотеки

01-05-2017 Объявления

Электронные библиотеки

Уважаемые читатели! Книги, конечно, бесценны, но некоторые можно брать бесплатно. И совершенно легально. ReadRate собрал для вас список электронных библиотек, где...

Подробнее »
Последние новости

Урок-знакомство «Все профессии нужны, все профессии важны»

14-02-2019 Новости

    Доктор лечит нас от боли,Есть учительница в школе,Повар варит нам компот,Парикмахер всех стрижет.Шьет портной для нас штаны.И сказать мы...

Подробнее »

Урок памяти «Живая память»

13-02-2019 Новости

        Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете,...

Подробнее »

Химия – удивительная наука

12-02-2019 Новости

        Как вы думаете, что будет, если мыльные пузыри, надуть на морозе. А вернее, прямо в снежный сугроб? Можно ли...

Подробнее »
Актуально
мы в соцсетях
Форма входа

Между прочим
Погода в Сернуре