Сернурская централизованная библиотечная система имени Кима Васина Четверг, 18.04.2024, 15:53

Адрес: 425450 Республика Марий Эл, пгт. Сернур, Микрорайон, д.16

Телефон: 8(83633)97387  

Е-mail: sernurbibl@mail.ru

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Краеведение

Молодым читателям

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Всего материалов в каталоге: 473
Показано материалов: 151-160
Страницы: « 1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 47 48 »

История Марийской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. Т1. [Текст] – Марийской книжное издательство. – 1986 – 293с.

История Сернурского района, п. Сернур (люди, достопримечательности, учреждения) | Просмотров: 112 | Добавил: sernurbibl | Дата: 09.03.2023

История Марийской АССР эпоха социализма Т2.[Текст]– Марийской книжное издательство, 1987 - 319с.

История Республики Марий Эл | Просмотров: 97 | Добавил: sernurbibl | Дата: 09.03.2023

История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район: сборник документальных очерков  [Текст] / Йошкар-Ола: Комитет РМЭ по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, администрация муниципального образования « Сернурский район», 2006. - 320 с., ил


 История системы образования Сернурского района: от первых школ до современности [Текст] / Сернур. муниц. р-он РМЭ; Отд. образ и по делам молод. админ. Сернур. р-на РМЭ; Сост. Р. А. Еремеева, Л. В. Мошкина. - Йошкар-Ола : ООО "Стринг", 2021. - 200 с.

Сборник содержит историко-краеведческие очерки по истории развития системы образования Сернурского муниципального района. Материалы предоставлены педагогами образовательных организаций, авторский стиль работ сохранен.

 

 

Год наставника и педагога | Просмотров: 206 | Добавил: sashatktarv | Дата: 23.02.2023

История, мифы и легенды Вятского края: [Текст] / Советск, Советский районный краеведческий музей им. А.С. Лебедева, 2010 - 48с.

Экология, Природа | Просмотров: 121 | Добавил: sernurbibl | Дата: 09.03.2023

Кадыков, Н. С. Поэзия Миклая Казакова [Текст] / Н. С. Кадыков. - Йошкар-Ола, 1960. - 112 с.

Литературоведение | Просмотров: 49 | Добавил: sernurbibl | Дата: 15.09.2023

Опалева Галина Андреевна, 
заведующая Казанской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина», 2015 г.

       

Вера и религия - два разных слова, но они всегда находятся рядом друг с другом. Это тёплый яркий свет, добро, душевный покой и уют, часть жизни. Каждому человеку нужна вера в то, что он живет не зря, что все в этом огромном мире происходит не напрасно. И когда в сердце человека живет вера в Бога, он знает, что каждое событие имеет смысл. А храм – это место, где религия и вера сливаются в единое целое, где человек может общаться с Богом. Именно с этой целью создавались храмы, церкви и монастыри. В селе Казанское была Казанско–Богородицкая церковь, которая впоследствии была разрушена. История села Казанское берет свое начало с 18 века. Первоначально поселение сформировалось, как починок и называлось по имени первопоселенца Токсубаево (Токсыбаево).   Существует предание о причине строительства церкви именно в нашем поселении. В 1860 г. произошло чудо: в дупле одного из дубов была найдена удивительная икона Казанской Божьей Матери. Необычного появления иконы никто не мог объяснить. Решено было на этом месте построить церковь.

 

      В 1861 г. по ходатайству жителей и по указу Святейшего Синода было начато строительство деревянной однопрестольной церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери, которая была освящена 29 января 1862 г. С этого момента деревня получила статус села и стала называться село Казанское. В приходе числилось православных русских: мужчин - 891 человек, женщин -1000; единоверцев: мужчин - 57, женщин - 57; православных мари: мужчин-286, женщин - 290. В 1869 г. была открыта первая церковно-приходская одноклассная школа в доме священника. С 1873 г. такая школа стала работать в помещении церковной избы. Специальных помещений для содержания церковно-приходской школы не было, поэтому местные священники обучали детей местного прихода и в своих домах. Обучением в домашних приходских школах занимались дьяконы А. Попов и Ф. Юферев. Шестеро крестьянских мальчиков обучал чтению и письму дьякон И. Домрачев. В 1876 г. в селе была построена каменная церковь. В штате церкви были священник, дьякон и псаломщик.

        В приход церкви вошли жители 25 русских и марийских селений, из которых мужчин было 1141, женщин - 1208 (русских), крещеных мари: мужчин - 376, женщин - 399 человек. Каким был храм, мы точно не можем сказать. Сохранилась одна-единственная фотография, которая была сделана перед ее разрушением. К сожалению, на ней изображен не целый храм. По воспоминаниям старожилов села находившаяся рядом с церковью часовня не была с ней соединена, сама церковь была окружена кирпичным забором, покрытым жестяной крышей. Вокруг церкви росли березы и были посажены плодовые кусты. Сам же храм был из красного кирпича, однокупольный.

     В 1934 г. в Казанско-Богородицкой церкви председателем церковного совета была А. Н. Шарнина, казначеем – И. Ф. Жаворонков, псаломщиком - И. И. Анисимов, зам. председателя церковного совета - П. Д. Шарнина, зам. казначея - Д. П. Мошкина. Церковь в селе была закрыта 9 января 1939 г., здание передали под культурное учреждение. В 1940 г. здание церкви использовалось под клуб МТС, а в 1942 г. - как мастерская МТС. В 1943 году постановлением Совета Народных Комиссаров Марийской АССР был образован Казанский район, и в 1946 году храм стали разбирать. Как вспоминает старожил села Купсольцева Валентина Ефимовна, большую часть кирпича использовали при строительстве Дома Советов и мастерской, а остаток разобрали жители села на строительство и ремонт печей.

 

    Церковь была переведена в деревню Мурзанаево, куда и переехал священник. А после закрытия все имущество: иконы, утварь и т.д. - разнесли по домам жители соседних деревень. Икона Казанской Божьей Матери досталась Глушковой Елизавете. Буквально перед смертью она передала её в Казанский молельный дом. Так икона снова вернулась к людям нашего села. Часть икон: Матроны Московской, две иконы Казанской Божьей Матери и Николая Угодника жители села вернули в молельный дом. С 1861 года  в церкви  служили разные священники. В книге «История сел и деревень Сернурского района» сказано, что в 1873 году дьяконы Николай Попов и Василий Юферев занимались обучением местных детей. Мы попытались узнать, кто были эти люди? В Государственном архиве РМЭ хранятся «Клировые ведомости о Казанско-Богородицкой церкви Уржумского уезда Вятской епархии села Казанское за 1915 год ».

         Изучая их, мы нашли сведения о священнике Попове Алексее Николаевиче и узнали, что родился он в 1877 году в семье дьякона села Казанское. Можно сделать вывод, что это сын Николая Попова. Но больше никаких сведений о них не удалось найти. В этих же клировых ведомостях нашли сведения о священнике Зубареве Николае Михайловиче, который служил священником в нашей церкви. О нем в интернете удалось найти подробную информацию, а так же фото духовенства второго благочинного округа за 1908 год. Предположительно, на ней есть и отец Николай, но сейчас это подтвердить никто не может.

     Зубарев Николай Михайлович родился в 1862 году, служил диаконом и священником в селе Казанское с 24  октября 1896 по 1916 гг. Отошел к Господу 3 марта 1916 года. Из беседы с Купсольцевой Валентиной Ефимовной узнали, что с южной стороны церкви располагались захоронения священнослужителей и служителей Казанско-Богородицкой церкви. Можно предположить, что отец Николай был похоронен у храма. К сожалению, сейчас это запущенное место. В семье Зубарева Николая Михайловича и его жены Софьи Аристионовны было 9 детей, двое из которых, Борис и Михаил, также были священниками, но судьба их трагична – они были расстреляны в 30-е годы. Так же в интернете нашли имена еще нескольких священников, которые в разное время служили в Казанско-Богородицкой церкви села Казанское. Это диакон Ергин Владимир, священник Ермин Н.И, псаломщик Владимир Захариев-Капачинский, священник Муратовский Василий.

            В клировых ведомостях Госархива РМЭ есть сведения об Осокине Гаврииле Григорьевиче, дьяконе, марийце, который с 12 июня 1904 года по прошению был перемещен в село Казанское. Несмотря на то, что церковь в селе была разрушена, вера в людях была сильна, она не ушла с годами. И в 1995 году на месте бывшего храма была построена небольшая часовня, а в 2002 году в селе силами верующих открыт Молельный дом в здании бывшей больницы, где до 2016 г. служил отец Николай, иерей Кукнурской Крестовоздвиженской церкви.

 

      Два раза в год на праздник Казанской иконы Божьей Матери, 21 июля и 4 ноября, у часовни и в Молельном доме проходят молебны. В эти дни через наше село проходят крестные ходы из села Кукнур и Марисолы.


Советский и российский лингвист-финноугровед. Один из ведущих финно-угроведов в Марий Эл. Научные интересы - марийская диалектология, история языка, историческая лексикология. Родился 20 февраля 1932 г. в деревне Мустаево Сернурского района. В 1940-1947 гг. учился в Мустаевской неполной средней школе.
С 1948 по 1952 год учился в Сернурском педагогическом училище. Окончил его с отличием. В 1952-1953 учебном году работал учителем истории, географии и Конституции СССР в Нижнекугенерской семилетней школе. В 1953-1958 годах учился на историко-филологическом факультете МГПИ им. Н.К. Крупской. В 1956-1957 гг. был сталинским стипендиатом. После окончания института работал учителем русского языка и литературы, марийского языка и литературы в Сернурской средней школе. В 1959-1961 гг. учился в аспирантуре МГПИ им.Н.К. Крупской. В связи с переходом на другую работу в МарНИИ перешел в заочную аспирантуру. В МарНИИ работал с 1961 по 1972 год в должности младшего научного сотрудника, а после защиты кандидатской диссертации (1965 г.) – в должности старшего научного сотрудника и заведующего сектором языка.

 С 1 октября 1972 года работал в МГПИ им. Н.К. Крупской. 1975-1979 гг. - проректор по заочному обучению;1982-1985 гг. - заведующий кафедрой русского языка. В ноябре 1989 года защитил докторскую диссертацию. В январе 1992 года утвержден в звании профессора по теории языка. С апреля 1992 года работает заведующим кафедрой общего и сравнительного языкознания.

Им опубликовано более 50 научных трудов, в том числе одно учебное пособие для вузов (в соавторстве с Г.С. Патрушевым) и две монографии. Он участник нескольких всесоюзных конференций и трех международных конгрессов по вопросам финно-угорского языкознания. Является членом специализированных советов по финно-угорским и самодийским языкам в Марийском, Удмуртском госуниверситетах, а также по тюркским языкам в Чувашском университете. Награжден значком «Отличник народного просвещения» и имеет почетное звание «Заслуженного деятеля науки Республики Марий Эл». Важным этапом в творчестве Д.Е. Казанцева является выход в свет монографии «Формирование диалектов марийского языка.

Среди трудов Д.Е. Казанцева особое место занимает научно-популярная книга «Республика Марий Эл, Сернурский район: прошлое и настоящее». Она посвящена 250-летию поселка Сернур. Кандидат филологических наук (1965). Доктор филологических наук (1989). Профессор (1992). Заслуженный деятель науки Марийской АССР (1991). Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2001). Заслуженный работник высшего образования Российской Федерации (2012).

Деятели науки | Просмотров: 294 | Добавил: sernurbibl | Дата: 23.05.2022


Вход на сайт

Обратная связь
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Поиск

Режим работы

9.00 - 18.00
Сб: выходной
Вс: 9.00 - 15.00 
Летний режим работы: (июнь-август)
9.00 - 18.00
Сб., Вс.: выходной


Банеры