Сернурская централизованная библиотечная система имени Кима Васина Среда, 05.10.2022, 15:17

Адрес: 425450 Республика Марий Эл, пгт. Сернур, Микрорайон, д.16

Телефон: 8(83633)97387  

Е-mail: sernurbibl@mail.ru

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Краеведение

Молодым читателям

Наш опрос
Оцените удобство нашего сайта
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всего материалов в каталоге: 171
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 17 18 »

Гусев Епифаний Савич (1802-1869?1872)

           

Деятель Русской православной церкви, благочинный, священник Спасской церкви села Сернур Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии, член-сотрудник Русского географического общества, пчеловод-изобретатель, предложивший первым в мире искусственный вывод маток.  Первый священник Сернурской Спасской церкви.  В 1849 году в селе открылось начальное народное училище, где отцу Епифанию Гусеву довелось стать первым надзирателем и законоучителем.

Уже с первых лет службы Гусев показал себя деятельным священником. По его инициативе в городе Глазове Вятской губернии был отлит большой колокол в сто одиннадцать пудов, и Сернурская церковь стала девятиколокольной.  Шедший в ногу со временем, батюшка участвовал в императорских выставках, выигрывая золотые кубки, а однажды получил перстень из рук великой княжны.

Следует сказать, что деятельность священника отца Епифания была многогранна. Он был не только благочинным и миссионером, но кроме этого серьезно занимался пчеловодством имел большую пасеку с рамочными ульями своей конструкции. В 1854 году за предоставленные образцы пчеловодства и усовершенствованные ульи на Вятской выставке сельскохозяйственных производителей был «удостоен золотою медалью». В этом же году сернурский священник был избран членом и сотрудником Императорского Казанского экономического общества «в удостоверении чего выдан диплом с надлежащей печатью». На сельскохозяйственной выставке в Вятке в 1858 году за образцы пчеловодства получил похвальный лист. Он экспонировал маточные клеточки, ковш для сгребания роев, железную курилку (прообраз дымаря), брызгалку (шприц для осаживания роев), ножи для вырезки сотов и другие сконструированные им принадлежности пчеловодства.

В домашних условиях вел научные изыскания, изобрел метод искусственного выведения пчелиных маток.  На ферме применялись передовые агротехнические приемы, действовали пчеловодческие курсы. В 1910-1919 годах работал Алексей Агафонович Заболоцкий - отец известного русского поэта. Знаменитый пчеловод, священнослужитель, благочинный Сернурской  церкви Епифан Гусев оставил своим детям Николаю,  Ивану и Касьяну прекрасно обустроенную пасеку. Культурные пчелы и пасека имелись тогда только у Гусевых.

Отсталое, в основном колодное, пчеловодство того времени не воспользовалось новшествами, предложенными Епифанием Гусевым, в том числе способом искусственного вывода маток, и это изобретение было забыто. Однако в истории развития пчеловодства Е.С. Гусев занимает почетное место как талантливый изобретатель.

 

Общественно-политические деятели | Просмотров: 58 | Добавил: sernurbibl | Дата: 23.05.2022

   

Прекрасна земля марийская. Она богата лесами, полями, лугами, покрытыми «разноцветными коврами», чистейшими ключами, реками и чудесными, неповторимыми уголками природы. Одним из таких красивейших мест в Кукнурском поселении является деревня Малый Ахматинер (Кукмари). Деревня основана в 1858 году. Название деревни состоит из имени первопоселенца Ахмата и слова «эҥер» - река. Местное название Кукмари в переводе с марийского языка означает «горные марийцы». Местность, где расположена деревня, славится обилием ключей с чистейшей водой.


 Деревня Большая Мушка расположилась на правом берегу реки Мушка. Название деревни произошло от названия реки. Река была большая и своенравная, вода смывала все запруды. На левой стороне реки были лес и болото под названием «Очий куп».


 Деревня ныне не существует. Находилась в 3 км к северо-востоку от деревни Токтамыж. Основана в 1740 году в сосновом бору на высоком берегу реки Лаж. Сначала была построена Старая слобода, севернее которой в глубоком логу бил из земли и впадал в реку Лаж ключ Едыгарка. С южной стороны деревни бил ключ Ширкунчик. Исключительно интересным природным явлением являлся бурлящий, не замерзающий даже в лютый мороз ключ, которому дали название Кипун. Деревенская молодежь обычно ходила гулять на Чертовкин мост, находившийся вниз по течению, за околицей. Пожилые люди избегали этого места, поскольку по преданию, под мостом жила Чертовка. 

В 1995 году, в 255-летнюю годовщину основания селения, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась встреча земляков и торжественное открытие памятника-мемориала деревне. Накануне этого события ветеран Великой Отечественной войны П.И. Смоленцев посадил на месте деревни кедровую рощу.


   

В окрестностях деревни имеются 2 оврага. Место их слияния называли Яныкталук. Там когда-то жил Янык. Местность за починком называли Сарайвал. В старину стояли сараи для сушки кирпича, который производили на вершине оврага. По рассказам старожилов, производившиеся здесь кирпичи использовали при строительстве Спасской церкви села Сернур. До сих пор на этом месте видны глиняные ямы.


 

Расположена на живописном месте. Возле деревни протекает небольшая речушка Шолнерка, за речкой начинается лес. Здесь очень много грибов, а летом можно собирать лесную малину. В деревне нет исторических зданий, но есть достопримечательности, одна из них - Губинский пруд.

Еще одно любимое и красивое место деревни Лоскутово - берёзовая аллея, которая соединяет нижнюю и верхнюю улицу деревни. Основателем этой аллеи считается житель деревни, участник Великой Отечественной войны Софронов Иван Васильевич.

  

В то время он работал в Сернурском лесхозе лесником. Берёзы были посажены в 50-е годы двадцатого века. Эта аллея в любое время года до сих пор радует жителей деревни своей красотой.  Парк деревни Лоскутово посажен Сернурским лесхозом в середине 60-х годов прошлого века. Основную площадь занимает берёзовая роща, с севера и востока посажены ели, а с южной стороны - сосны. Парк был основан как зона отдыха и для проведения праздника «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов»).

 


   

Вдоль реки Немда расположена деревня Малая Гора (Солнесер, Изи Пÿнчер). Основали эту деревню русские переселенцы в IX веке. Солнесер в переводе на русский язык означает «прекрасный берег», Изи Пунчер - «маленький сосняк». Около деревни Малая Гора много родников, которые впадают в реку Немда.


У каждого человека есть своя малая Родина и её исторические места. Деревня Нижний Кугенер находится в 7 км от посёлка Сернур, рядом с трассой Сернур-Уржум. Местные жители называют свою деревню Кой–Сола. Деревня имеет 4 улицы. Первые жители переселились сюда из-под Казани, из деревни Коймары. До сих пор сохранилась легенда о споре марийца по имени Кой и удмурта Одо.Кой хитростью выиграл спор. Одо рассердился и закрыл родник сковородой. Отсюда название долины реки – Ода салма корем и рощи - Ода салма кÿсото. Легенда гласит, что переселенцы были именно из-под Казани. Что означает слово «кой»? Нигде не встречалось такое марийское имя. А вот на татарском языке слово «кое» означает родник. Значит, название Койсола пришло вместе с переселенцами. Около деревни Койсола есть красивая роща – кÿсото (священная роща). Здесь наши предки молились своим богам, совершались жертвоприношения.

 


Легенда про народ "овда" и деревню Обдасола

Лепёшкина Н.Д., 
заведующая Марисолинской библиотекой
 2015г.

   

У марийского народа сохранилось много преданий о народе «овда». Расскажу легенду о деревне Обдасола.Было это давным-давно. Тогда деревня Обдасола была большой и богатой. Жил в деревне богач-красавец по имени Миклай. Он был очень трудолюбивым. Было у него много лошадей, все резвые да игривые. Днем лошади работали, а ночью они гуляли и отдыхали около реки. Однажды Миклай заметил, что лошади вернулись уставшие, грязные.

Что делать? И тогда выручил Миклая слуга. На следующее утро он намазал седло смолой и с нетерпением стал ждать. Вечером он услышал ржание лошадей и вышел во двор. На одной из лошадей сидела девушка. Это была девушка Овда: она была с длинными черными волосами, с большими ступнями, с длинными пальцами – она была очень безобразной. Влюбленными глазами смотрела на Миклая. Но тот был в бешенстве: он хлестал ее плеткой и водил по деревне, позоря девушку. Измученная девушка вся в слезах крикнула на всю деревню: «Я проклинаю эту деревню и весь твой род, Миклай!». От этих слов небо сразу затянулось тучами, и подул сильный холодный ветер. После этого случая Овду больше никто не видел. А деревеньку назвали Обдасолой. Почему Обдасолой, а не Овдасолой? А потому, чтобы сберечься от проклятья Овды. Доброе сердце, добрая душа всегда побеждают.

  
                   В этой деревне жили и живут уважающие друг друга люди. Поэтому проклятие Овды не осуществилось. Деревенька цвела и росла, с каждым годом домов становилось все больше и больше. Не умолкал гул ребятни, не переставали звучать песни девушек. Праздники отмечались всей деревней, а летними вечерами молодые парни и девушки ходили по улице с гармошкой и пели частушки.

                  Прошло много времени, от огромной деревни осталось только десять домов, как будто проклятье Овды стало сбываться. Но это совсем не повлияло на отношения между жителями деревни. Живут все также дружно и весело.  Обдасола славится талантливыми людьми. Это родина заслуженного артиста Республики Марий Эл Василия Павлова и актера Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана Геннадия Васильева.



Вход на сайт

Поиск

Режим работы

9.00 - 18.00
Сб: выходной
Вс: 9.00 - 15.00 
Летний режим работы: (июнь-август)
9.00 - 18.00
Сб., Вс.: выходной


Банеры