Сернурская централизованная библиотечная система имени Кима Васина Пятница, 27.12.2024, 02:22

Адрес: 425450 Республика Марий Эл, пгт. Сернур, Микрорайон, д.16

Телефон: 8(83633)97387  

Е-mail: sernurbibl@mail.ru

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Краеведение

Молодым читателям

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В категории материалов: 9
Показано материалов: 1-9


 Казанцева Валентина Петровна,
учитель марийского языка и литературы
МОУ «Мустаевская СОШ имени Шабдара Осыпа», 2015 г. 

    

Край родной… Как много эти слова говорят сердцу каждого из нас. И счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей своей жизни. Мало любить свой край, надо ещё хорошо знать историю маленькой родины. Для каждого человека в малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Амбар, о котором мой рассказ, один из старейших в деревне Мустаево. Словно веточка с прошлого, он дает нам теплые воспоминания о былых временах нашего рода.

Родословная семьи Казанцевых начинается с глубокой древности. Много времени прошло с тех пор, как деревня Чорпан стала называться Мустаево. Одни поколения исчезали, другие зарождались. Фамилия Казанцевых берет начало с Пура Кори. В старину говорили, что он был приемным ребенком, а откуда он был родом, воспоминаний не осталось. Многие фамилии появились от названия рода, например, «Мустай» - Мустаев, «Мрача» - Мрачев, «Мемей» - Мамаев.

        Предки Пура Кори занимались извозом у татар. Им очень понравился город Казань. И учетчик в 1875-76 гг. записал на них фамилию Казанцев. С тех пор много времени прошло, больше века. Но история сохранила для нас одно удивительное строение - старый двухэтажный амбар, который находится у нас во дворе.

           Старый амбар… Когда-то это было возвышающееся, крепкое и самое красивое строение в деревне. Аромат спелого зерна наполнял твои стены. Ты кормил семью, давал силы своим хозяевам. За вековую историю что только ты не видел, слышал, словно готовился нам передать свои мысли. Тебя не щадили ни холодные ветра, ни палящее солнце, ни жгучие морозы, но ты стоял крепко, собираясь гордо сказать нынешнему поколению: «Слышите! Ищите и знайте своих предков». Если бы он умел говорить, мы бы окунулись в то далекое время, когда начинался род Казанцевых. Хлебный амбар - это ниточка, связывающая нас с историей прапрадеда Кыргория. Семья Кыргория была большая: 18 человек - четверо сыновей, дочери. Все жили вместе и дружно. Имели большое хозяйство: двухэтажный дом, строения, 4-5 лошадей, 4-5 коров, быков, нетелей, 25-30 овец. Моя свекровь говорила: «Четыре снохи были, каждый день пекли хлеб: одну неделю одна сноха, другую неделю - другая и так по очереди».

        По воспоминаниям, Кыргорий был мастером на все руки. Что только он не умел делать! Он смастерил деревянный велосипед, на нем сам ездил. Без усилий смог смастерить деревянную табуретку, кровать. Деревянная кровать сохранилась и стоит на втором этаже амбара, где летом приятно отдохнуть на свежем воздухе. Амбар стоит на фундаменте из природного камня, с «продувом» снизу. Такие постройки отличались сухостью и защищенностью от мышей. Амбар служил помещением для хранения хлебных и фуражных припасов, а также посевного зерна. Дверные проемы делались небольшими - ниже человеческого роста, с высокими порогами.  На первом этаже зерно хранилось в специальных отсеках-ларах для муки и круп, имелись деревянные кадки и другая хозяйственная утварь. Внутри строения располагали жерди для вещей, полки, многочисленные крюки. На второй этаж ведет лестница, оканчивающаяся на балконе. Второй этаж служил жилым помещением в летнее время. Вдоль одной стены устроены деревянные нары, стоят деревянные кровати. Повседневная и праздничная одежда развешивалась на втором этаже амбара на специальной жерди «вара».

                Строительство деревянных амбаров велось из бревен хвойных пород. В старину лес строго заготавливали в зимнее время: в декабре - январе, когда дерево спит. Наш амбар состоит из 23 венцов, углы соединены «в чашу», ширина 5 метров, а длина 6 м.  Время не стоит на месте. Стремительно меняют свой облик не только города, но и сельские населенные пункты. Современное строительство ведется с новыми материалами и по новым технологиям. Существует проблема, что со временем мы можем утерять старинное зодчество с её красотой и неповторимостью.

 

 

Достопримечательности Чендемеровского сельского поселения | Просмотров: 235 | Добавил: sashatktarv | Дата: 14.06.2022

   Богданова Раисия Сергеевна,
заведующая Чендемеровской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина»

Каменный исполин представляет большой интерес для каждого проезжающего по трассе Йошкар-Ола-Киров человека. Живописная скульптура, изображающая могучего человека, поднимающего камень, возвышается возле автомобильной трассы на повороте к посёлку Горняк. Автором этого монументального памятника каменного зодчества является член Союза художников России, обладатель Национальной премии России «21 век», заслуженный художник Марий Эл Владимир Николаевич Савельев.

Предки Владимира Николаевича с деревни Токтамыж – дед Михаил Савельев и мать Клавдия Михайловна. Мать была ещё ребёнком, когда деда репрессировали и сослали на Урал. Затем мать с сестрой Марией Михайловной вернулись в родные края. Мария вышла замуж за Дмитрия Орая (Д.Ф. Богословского), известного марийского писателя.

                      В.Н. Савельев родился 28 июля 1947 года в Йошкар-Оле, куда его мама вернулась после войны. Учился в школе №13, №11, где и закончил восемь классов. Затем окончил технологический техникум по специальности «Технология деревообработки». Работал художником-оформителем на Йошкар-Олинском заводе электроавтоматики. После поступает в Строгановское училище в Москве, в класс монументальной живописи к Александру Дейнеке, далее переходит на скульптурное отделение этого же училища. Вернувшись в Йошкар-Олу, работал в худфонде. Был лично знаком с Филиппом Павловичем Шабердиным. Первой его работой был мраморный бюст П.И.Чайковскому, который был установлен в вестибюле музыкальной школы, носящей его имя.

                      Заказ на изготовление скульптуры для Памашъяльского каменного карьера получил случайно. Проектный институт «Марийскгражданпроект» заказал Савельеву скульптуру «Муза», которая и сейчас там стоит. Для изготовления был нужен камень, и он приезжает в Памашъяльский каменный карьер. В то время директором был Иван Павлович Конкин, который сказал: «Вот сделаешь мне скульптуру у въезда в Горняк, тогда я выделю тебе камень». Пришлось художнику сначала сделать её. Год ушёл на проектную работу и эскизы: образ Сизифа из древнегреческой мифологии пришёлся по душе и исполнителю, и заказчику. Найдя огромный камень-известняк, художник приступает к работе. Целых два года работал он над своим детищем – вначале обтесать камень помогли рабочие, а потом уж всё делал сам. Огромный исполин высотой 6 метров и весом под 60 тонн получился на славу. Готовую скульптуру монтировали на место из двух частей, потому что иначе её не смогли бы поднять. Это было осенью 1993 года. Надпись «Агропромдорстрой Памашъяльский каменный карьер» придумали уже потом.

                  Каждый день Владимир Николаевич упорно и настойчиво рубил камень. За эту скульптуру он получил 11000 рублей, не так много по тем временам. Памятник все жители посёлка называют «Конкин». Иван Павлович Конкин возглавлял карьер с 1985 по 1993 год. Он был высокий, крупный, широкоплечий мужчина с вьющимися русыми волосами. Памятник и внешне на него похож… Автор этого удивительного исполина Владимир Николаевич Савельев с 1994 года живёт и работает в Раифском Богородицком мужском монастыре. За мраморные рельефы «Четыре евангелиста» на стене храма Грузинской иконы Божьей Матери художник был удостоен в 2010 году Национальной премии России «21 век». «Память у людей обо мне останется… А для потомков я оставил на нём свой личный автограф»,- говорил художник Савельев о каменном исполине Сернурского района. Действительно, и сегодня помнят жители посёлка художника - скромного, дружелюбного, с бородкой…

 


 

Новый обелиск воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, установлен в д. Большой Шокшем. Строительство памятника горячо поддержали все жители деревни. Именно отсюда в 1941 году уходили на фронт солдаты, проживавшие в этой деревне и близлежащих населенных пунктах. 


 В центре деревни Мустаево, рядом с Домом культуры установлен памятник-обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. По инициативе жителей деревни и при поддержке сельского совета в 1980 году был заложен фундамент. За короткий период завершили работу.  Автором проекта был архитектор, член Союза архитекторов России Вячеслав Дмитриевич Соловьев, уроженец деревни Лумарь Новоторъяльского района и Валерий Никонович Патрушев.  На обелиске в алфавитном порядке высечены 259 фамилий солдат, не пришедших с войны. Рядом с обелиском в 80-ые годы XX века учащиеся разбили аллею в честь погибших воинов-земляков. В мае 2019 года обелиск был отреставрирован при финансовой поддержке ООО «Марикоммунэнерго».


    Богданова Раисия Сергеевна,
заведующая Чендемеровской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина» 

В воспоминаниях человека, который родился и вырос в сельской местности, перед глазами встает рисунок, ласкающий взор: маленькая речушка, которая берет начало где-то среди кустарников и бежит зигзагом, березки и елочки вдоль тропинок, васильковое поле, деревеньки, спрятавшиеся за лесом, ромашковый ковер за огородом, девушки с коромыслом, идущие за водой к роднику. Все это из далекого детства, поэтому рисунок не стирается, а хранится в душе долго и трепетно. К этим дорогим пейзажам можно добавить мельницы, будь то водяные или ветряные.

  Мельницы исчезли с приходом электричества и пара. У нас в России ветряные мельницы, можно сказать, смела гражданская война. По старым фильмам знаем: в них с каким-то весельем стреляли из пушек – хорошая мишень и «прошлое», с которым почему-то очень спешили расстаться. Один точный выстрел – и мельница разлеталась на щепки. Везде были брошены, разрушены, растасканы за ненадобностью и бесхозяйственностью и водяные мельницы.

                В моем далеком детстве в двух километрах от нашей деревни, в Захарово, была маленькая, новая, очень нужная в то время водяная мельница. Рядом с мельницей стоял небольшой, уютный домик, где дожидались своей очереди приезжие. Под шум мельницы было рассказано много историй, легенд из жизни местного населения. Мне было интересно все: и вода, которая потоком падала на большие лопасти, и мука, тихонько льющаяся из деревянных лотков, и лошади, на которых приезжали на мельницу, и жуткие истории, которые были рассказаны не раз. В памяти осталась на удивление четкая картина.

                На сегодняшний день в нашем районе сохранились две мельницы. Сохранились – слово неточное, так как их никто не хранил и не хранит их в настоящее время. Стояли и стоят, пока не развалились. Видеть, как они постепенно разрушаются, удовольствием не назовешь, но помочь мельнице ничем не можешь – жизнь она такая. Только старожилы, которые помнят мельницу новой и работающей, когда жизнь кипела вокруг неё, иногда с горечью вспоминают и машут рукой.

               По данным Сернурского волостного правления, в 1881 году в 8 сельских обществах имелось 20 ветряных мельниц, 21 водяная мельница. К концу века водяных мельниц стало 21, ветряных – 11. Если взять Чендемеровскую сторону, то здесь было семь ветряных мельниц, пять из которых размещались в деревне Куприяново. В деревне Орехово до 1899-1901 годов ветряная мельница принадлежала М.Д.Половникову. В этой же деревне была сколочена артель «Отня мари», которая занималась изготовлением мельничных жерновов. Эти жернова считались лучшими по качеству в Уржумском уезде, поэтому яранские купцы старались перекупить дешевле, обманывая безграмотных марийцев, а продать во Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую губернии дороже. В 19 веке нашего столетия в Орехове была еще одна мельница, которая располагалась с северной стороны деревни, хозяевами которой были Токпылат и Анисим. Они в то смутное время были раскулачены и отправлены в Нижний Тагил. В 1948 году мельница была перенесена на постоянное место, где стоит и сейчас.

            Мельница сложена из дубовых бревен. Крыша, слегка сужающаяся кверху, покрыта конической «шляпой», похожей на шатер – поэтому такие мельницы и назывались шатровкой. Мельница восьмиугольная – «восьмирик» - снаружи обшита потемневшими от времени досками. В верхней части мельницы, от шатра, выдается на юг остаток деревянной оси. Крыльев давно уже нет.

               Первым мельником в перестроенной мельнице был Ондроп кугыза – Антропов Андрей Савельевич. Он родился в деревне Палашнур в 1901 году, был участником Великой Отечественной войны, умер в 1978 году. Всю свою жизнь работал в колхозе, был очень хорошим мельником и уважаемым в деревне человеком.

Затем управлял мельницей Бирюков Филипп Васильевич – 1899 года рождения, участник двух войн, умер в 1981 году. Деревенские бабушки и сегодня помнят крупу, которую он делал. Мельница всегда была местом, где собирался народ. Кто-то пропускал зерно на муку, делал крупу, а кто-то рассказывал интересные байки, чтобы скоротать время до своей очереди. Бывало, по два-три дня жили на мельнице. Очень трогательно описывает это время в своем стихотворении «У кинде» («Новый хлеб») Виталий Богданов, заслуженный журналист Марий Эл.

                Далее на мельнице работали Чемеков Геннадий Федорович, Мамаев Тимофей Васильевич. Каждый из них все свое умение и мастерство, свою душу вкладывали в это благородное дело. Вроде мельница та же самая, но у каждого мастера мука или крупа была особенной на вкус и цвет, рассказывают старожилы. Мне кажется, что так и должно быть: ведь марийские блины у каждой хозяйки тоже не одинаковые, разные, с присущим только им вкусом. Последним хозяином мельницы был Мамаев Григорий Егорович. При нем уже мельница молола только зерно на фураж. Под давлением времени и современных технологий мельница стала отходить на второй план. Народ уже за мукой и крупой ходил в магазины. В 80-х годах мельницу забросили, только иногда она открывала свои двери – колхоз поставил там электродробилку для нужд фермы. Мельница отжила свой век. Мельница долгие годы стояла вдоль дороги, как бы жалуясь каждому прохожему о своем горе, прося помощи. «Отремонтировать бы! Это же часть нашей истории»,- думал неравнодушный прохожий. Но… все упирается в деньги, вернее - на их отсутствие. Недавно прошел слух, что кто-то хочет отремонтировать нашу мельницу. Радость – вот она! Но… опять тишина…

 


 

Памятник «Защитникам Отечества» находится в центральной усадьбе Чендемеровского сельского поселения в деревне Чендемерово. Памятник возведён в честь всех защитников Отечества: участников Великой Отечественной войны, локальных войн и тех, кто стоял на страже мирных рубежей и во славу тех, кто достойно служит сейчас в рядах Вооружённых Сил России и внутренних войсках. «Поклон глубокий до земли солдатам павшим и живым» - гласит надпись на мраморной плите.

   Инициатором создания памятника была председатель совета ветеранов Чендемеровского поселения, ветеран труда Нина Семёновна Иванова. В апреле 2013 года на собрании ветеранской организации решили начать сбор средств, а в ноябре этого же года был достроен и открыт памятник. На просьбу по сбору средств откликнулись 196 пенсионеров, трое предпринимателей и все, кто был неравнодушен к этому делу. Большую финансовую поддержку оказала председатель СПК СХА «Земледелец» Светлана Сергеевна Клепикова. Для фундамента обелиска Памашъяльский каменный карьер выделил 10 тонн щебня. 

            Для памятника фундамент вызвались залить Александр Келдыбаев и Евгений Смоленцев. Им дорога память о родных: у первого участником Великой Отечественной войны был отец, другого – дед. Для кладки кирпича пригласили бригаду Альберта Сабанцева с Куженерского района, брусчатку помог выложить Владимир Березин. Работой с населением и сбором средств занимались пенсионеры Е.А. Березина, Г.И. Богатырёва, Л.И. Якимова, библиотекарь Р.С. Богданова, соцработник З.В. Якимова. 

             Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная война, уходят в историю многочисленные локальные конфликты, каждый год молодые парни идут защищать Родину, много офицеров и сержантов служат своей Родине – в память о них стоит памятник, притягивая больших и малых жителей деревни, гостей и каждого прохожего. 


    Богданова Раисия Сергеевна,
заведующая Чендемеровской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина» 

    

Деревня Нурсола находится в трёх километрах от центра сельской администрации деревни Чендемерово. «Деревня в поле» - если дословно перевести с марийского языка. Когда-то очень давно деревня находилась выше по Волго-Вятскому увалу, ближе к лесу. Говорят, что вся деревня провалилась, остались только места провалов, которые и по сей день можно увидеть уже в лесу. Эти провалы, по рассказам местных жителей, могут затягивать человека, если каким-то образом окажешься на дне. По рассказам Копаева Андрея Ивановича, жителя этой деревни, он сам в детстве еле выбрался из такого провала. «Чувствуешь, как земля постепенно проваливается и оседает, еле-еле выбрался», - рассказывает он.

Легенда о создании деревни гласит: давным-давно в этой деревне жил один богатый крестьянин и была у него очень умная собака. Со временем собака умерла, а хозяин собрал поминки, куда пришли все жители деревни. Только один человек не пошёл на собачьи поминки – у него был гость, который предупредил его: «Этой ночью будет большой шум, но не вставай и не выходи на улицу». Хозяин так и сделал. Утром он увидел страшную картину – вся деревня провалилась, остались только большие провалы. После этого он построил новый дом ниже бывшей деревни, у большого и красивого родника.  

             И в настоящее время живет Нурсолинский родник и деревня при нем. Родник находится между двух улиц на дне большого оврага, на горе с обеих сторон стоит деревня. По трем лоткам бежит чистейшая вода, которая вытекает из трубы большим потоком. Родник отгорожен досками и перекрыт железом: внутри чисто и аккуратно, вдоль лотков сделаны перила. На дверях висит большой плакат «Экологически чистая питьевая вода. Шишкин лес». Почему «Шишкин лес»? Не смогла выяснить.

         По рассказам Андрея Ивановича, в его детстве родник был открыт всем ветрам: большие сугробы зимой нависали над ним. Он вместе с матерью, прежде чем она начала полоскать белье, выгребали родник и делали ступеньки из снега. Где - то в 1967 году был построен первый родниковый навес из сруба – колхоз выделил тогда старый дом. Деревенские мужики на целых двадцать лет создали удобное помещение для полоскания своим женам. Приходили из соседних деревень полоскать белье: везли на санках, на лошадях, шли пешком. 1983 году сделали новый навес, уже из досок, провели электричество. Сегодня, хотя во многих домах деревни есть вода и современные стиральные машины, дорога к роднику скошена и протоптана - в роднике нуждаются, она тянет к себе не только жителей этой деревни, но и нас, прохожих. Случайных прохожих не так мало – это можно понять по монетам, которые брошены в воду. Свои, деревенские жители, деньги в воду не кидают, чтобы можно было попить и сполоснуться водой этого родника. Можно без конца смотреть на воду Нурсолинского родника, чем-то завораживает – не хочется уходить.


    Богданова Раисия Сергеевна,
заведующая Чендемеровской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина»

 Иерусалим язычников - говорил в своей работе сотрудник Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете С.К.Кузнецов, который был направлен летом 1882 года в деревню Кюпрансола для исследования святых рощ. Слово «кюсото» он перевёл с марийского как «высокая роща», насчитав в нашей округе 64 таких мольбищ. «Самый древний и самый громадный из всех черемисских кюсото и в то же время самый почитаемый», - писал он в своём отчёте об этой святой роще.

     Где же эта роща, которая носит название «Тунямбал кюсото» и так знаменита своими языческими молениями? Она находится на Волго-Вятском увале, между деревнями Куприяново, Шургуял и Товарнур. Именно здесь 3 декабря 1828 года прошли трёхтысячные всемарийские моления с участием представителей из Вятской, Казанской и Уфимской губерний. Произошедшее было не просто данью верности древней марийской традиции - это моление дало толчок к национальному возрождению и консолидации марийского народа. Под конец 1828 года российскому императору Николаю I доложили о чрезвычайном происшествии, имевшем место быть в Вятской губернии 3 декабря: состоявшемся многотысячном черемисском скопище в деревне Кюпрансола Сернурской волости Уржумского уезда. К удивлению докладчика, государь распорядился решить вопрос силой «внушения и убеждения». Главным распорядителем состоявшегося языческого моления был Иван Токметев.

               Теперь в нем, Тӱнямбал кюсото, превратившемся в своеобразный языческий Иерусалим в округе, происходили наиболее многолюдные моления, собиравшие по несколько тысяч молящих. В надежде покончить с язычеством жителей деревни Кюпрансолы, Вятским комитетом Миссионерского общества здесь в 1874 году была открыта миссионерская школа. А в 1901 году был построен Стефановский храм. Несмотря на появление церкви, 25 июля 1903 года здесь прошли моления при тринадцати кострах. Одетые в белые одежды крестьяне во главе с картом–языческим священником под игру на гуслях просили с зажженными восковыми свечами своих богов ниспослать хорошую погоду и обильный урожай. Всего марийцы поклонялись 77 языческим богам и божествам, не считая духов–покровителей и ангелов–хранителей. Молитвы высшим богам совершались возле трех священных деревьев–онапу.

             Вплоть до 20-х годов 20 века совершались моления в этой священной роще. А с 1929 года был запрет на моления, хотя марийцы продолжали молиться дома – тихо, по-семейному. Прошли годы. 29 сентября 1995 года вновь в этой роще прошли моления – Тӱня кумалтыш. Инициатором этих молений были М.Е. Шиляев, И.М. Мамаев. Собрались марийцы из Чувашии, Башкирии, Татарстана, Кировской области поклониться своим богам.

       Эту святую рощу посетил Василий Песков – писатель, журналист, автор многих книг о природе России. После этого посещения появился очерк в газете «Комсомольская правда» «Молитвенный лес». «Двадцатый век. А у липы с догорающей на ней свечкой двое стоят на коленях. Язычество! Самое настоящее, родом из детства всего человечества», - слова Василия Пескова.  Тӱнямбал кюсото и сегодня принимает своих почитателей, идущих с поиском веры и опоры в этом сложном мире.

 


 

Особое священное место у марийцев - роща. Изначально с образованием деревни жители выбирали место, где будут проходить обряды моления. Каждая деревня имела до четырех рощ, с площадью от 1 до 3-4 гектаров. В рощах растут как хвойные, так и лиственные деревья. Особо почитаемые деревья – липа, береза. В летний период среди многочисленных растений рощи можно увидеть землянику, клубнику, костянику, малину. Радовали жителей грибы.

Не умолкает в рощах пение птиц. Священную рощу всегда содержали в идеальном порядке. Не пасли скот, а вокруг рощи делали изгороди, особо огораживали священное дерево. Посещали рощу по мере необходимости, при этом каждый раз соблюдали правила поведения. В священной роще нельзя трогать деревья, ломать ветки, громко кричать. Все это считалось большим грехом. Уходя из рощи, закрывали ворота жердями. К юго-западу от деревни Мустаево находится священная роща - Кÿрвел кÿсото. Она самая древняя. Открыл эту рощу Тозий, основоположник деревни Тоски (Антоново).

На моления приходили жители деревни Алдиярово, Тозки-Солы. Некоторые семьи совершали частные моления (фото – место семейных молений Токтаровых).

Всего в деревне Тоски-Сола имелось пять рощ: Якиман кÿсото, Мами ото, Ондипан кÿсото (Онис), Дмитриев кÿсото. В настоящее время в этих местах моления не проходят.

 

 



Вход на сайт

Обратная связь
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Поиск

Режим работы

9.00 - 18.00
Сб: выходной
Вс: 9.00 - 15.00 
Летний режим работы: (июнь-август)
9.00 - 18.00
Сб., Вс.: выходной


Банеры