У марийского народа сохранилось много преданий о народе «овда». Расскажу легенду о деревне Обдасола.Было это давным-давно. Тогда деревня Обдасола была большой и богатой. Жил в деревне богач-красавец по имени Миклай. Он был очень трудолюбивым. Было у него много лошадей, все резвые да игривые. Днем лошади работали, а ночью они гуляли и отдыхали около реки. Однажды Миклай заметил, что лошади вернулись уставшие, грязные.
Что делать? И тогда выручил Миклая слуга. На следующее утро он намазал седло смолой и с нетерпением стал ждать. Вечером он услышал ржание лошадей и вышел во двор. На одной из лошадей сидела девушка. Это была девушка Овда: она была с длинными черными волосами, с большими ступнями, с длинными пальцами – она была очень безобразной. Влюбленными глазами смотрела на Миклая. Но тот был в бешенстве: он хлестал ее плеткой и водил по деревне, позоря девушку. Измученная девушка вся в слезах крикнула на всю деревню: «Я проклинаю эту деревню и весь твой род, Миклай!». От этих слов небо сразу затянулось тучами, и подул сильный холодный ветер. После этого случая Овду больше никто не видел. А деревеньку назвали Обдасолой. Почему Обдасолой, а не Овдасолой? А потому, чтобы сберечься от проклятья Овды. Доброе сердце, добрая душа всегда побеждают.
В этой деревне жили и живут уважающие друг друга люди. Поэтому проклятие Овды не осуществилось. Деревенька цвела и росла, с каждым годом домов становилось все больше и больше. Не умолкал гул ребятни, не переставали звучать песни девушек. Праздники отмечались всей деревней, а летними вечерами молодые парни и девушки ходили по улице с гармошкой и пели частушки.
Прошло много времени, от огромной деревни осталось только десять домов, как будто проклятье Овды стало сбываться. Но это совсем не повлияло на отношения между жителями деревни. Живут все также дружно и весело. Обдасола славится талантливыми людьми. Это родина заслуженного артиста Республики Марий Эл Василия Павлова и актера Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана Геннадия Васильева.
Когда выезжаешь за околицу села Марисола, взгляд невольно цепляется за огромные разлапистые сосны на пригорке. Они как былинные богатыри в чистом поле. Великанов не раз пытались спилить, но народ всегда встает на защиту - нельзя, говорят, деревья священные. Место это особенное, чуть ниже холма бьет мощный родник, покой которого действительно, кажется, и охраняют эти сосны. С незапамятных времен к этому источнику тянутся люди - поклониться, испить водицы ледяной, испросить благословенья. Марисолинский ключ - место паломничества едва ли не всех молодоженов. Свадебные кортежи собираются здесь со всего района.
Традиция давняя, когда-то говорят, ездили на тарантасах, а теперь на иномарках. Есть старое поверье, что свадебная процессия обязательно должна переехать через три моста. Если передвигаться со стороны Сернура, так и получится. Кроме того, считается, что молодая семья, скрепленная водой из этого родника, будет крепче и счастливее. Недавно источник преобразился. Здесь выросли добротные рубленые избушки. Вольная ледяная струя теперь на время затихает в деревянной купели, ныряет в резервуар, откуда люди без проблем могут начерпать водицы.
Стараниями настоятеля Марисолинского Покровского собора Пресвятой Богородицы отца Сергия родники обихожены, поставлены две купели, навесы. Инициативу батюшки поддержали люди добрые, среди них директор Сернурского предприятия Северо-восточных тепловых сетей Иван Попов, главный лесничий района Иван Гнутов. Ну а справно сладить постройки помогли мастеровые местные мужики. В крещенские праздники на ключе было настоящее столпотворение. Народ ехал отовсюду - обновить купели, окунуться в благодатную крещенскую воду. Устроено все замечательно: проточная чистая вода, удобные сходы с перилами, деревянный пол, очень хорошо и то, что купальни раздельные - не надо подолгу стоять в очередях.
Идею по установке обелиска подал житель деревни Анатолий Яковлевич Глушков, его подержала Людмила Николаевна Смоленцева, в то время заведующая Большеключевской библиотекой, жители деревни. Финансовую поддержку оказали жители деревни, предприниматели Вячеслав Николаевич и Сергей Николаевич Глушковы, Сергей Анатольевич Карташов, СПК колхоз «Восход» под руководством Владимира Леонидовича Смоленцева. Открытие памятника состоялось 9 мая 2015 года.
Обелиск воинам, погибшим в Великой Отечественной войне
В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 48 человек, 23 из них погибли. В годы войны в селе работал детский дом. Его воспитанниками были дети из Эстонии, Крыма, Татарской и Марийской республик. В 50-е годы детдом закрыли. В 1985 году воздвигнут обелиск павшим в Великой Отечественной войне воинам и заложен парк Победы.
Памятник в деревне Кожласола
Во время крепостного права три жителя деревни Йошкар-Памаш: Пивайт, Озати и Кышкан решили отделиться от своих сородичей. Место для починка выбрали между тремя оврагами. Рядом протекал родник, кругом стоял лес. Нелегко было им в первое время, но подрастали у них сыновья Алкывай, Пайберыш, Вайш, Кебай, Мурсак, Орко. По документам из трех хозяйств деревня разрослась до 103 дворов. Жить да процветать бы деревне. Но попала и такая большая деревня в 60-х годах XX века в число неперспективных. Многие семьи переселились в трехэтажные дома центральной усадьбы с. Марисола. И лишь благодаря жителям-патриотам сегодня Кожласола обновляется, растет. Уроженцами деревни являются поэты и писатели В. М. Вайшев, И. В. Емельянов, М. С. Емельянов; поэтесса, заслуженный учитель МАССР З.В. Ермакова; ученый-географ Н.В. Иванов; кандидат физико-математических наук М.И. Емельянов; краевед, писатель Г.А. Охотников; краевед Ф.М Охотников; журналист Г.И. Волков; художник, мастер по вышивке Н.И. Маркина.
Памятник поэту и киноактёру Йывану Кырле
16 марта 2009 года марийский народ отмечал 100-летний юбилей Кирилла Ивановича Иванова, поэта и первого марийского киноактера. В 1931 году Йыван Кырла снялся в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь», и тем самым он вошел в золотой фонд мировой киноматографии, на весь мир прославил народ мари. В честь этого события был установлен памятный камень Йывану Кырле в деревне Купсола.
Недалеко от деревни Кожласола есть родник Чыкан памаш. По воспоминаниям старых людей на пригорке стоял дом Чыкана (вотяка). Он делал кирпичи, обжигал их, глину для работы брал в низине, недалеко от дома. Однажды он спустился за глиной и очень удивился: из ямы бьет родник, вода как фонтан поднимается метров на 10. Из воспоминаний Зинаиды Васильевны Ермаковой: «Когда я работала в школе, мы с учащимися ходили к роднику, чистили, сделали сруб и поставили, подходы к роднику обложили камнем, сделали место для отдыха туристов: оборудовали кострище, поставили скамейку.
О нашей работе был снят и показан по марийскому телевидению видеофильм «Яндар-яндар» в 1999 году. В 2012 году под руководством уроженца деревни В.М. Емельянова деревянный сруб заменили железобетонными кольцами. В 2014 году кожласолинцы на пригорке, где когда-то стоял дом Чыкана, поставили длинный стол и сделали скамейки. Сейчас это место - любимое место молодежи и жителей Марисолинского сельского поселения. Здесь отмечают праздники и юбилеи, празднуют свадьбы. Много мероприятий проводится у родника «Чыкан памаш» - это и эстафеты, и конкурсы под баян, развлекательные и интеллектуальные игры. Проводится здесь и традиционный Праздник первых грибов.
В 1837 году в деревне Мари-Сола была построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1855 году она сгорела, в 1856 году была воздвигнута другая деревянная церковь. Каменная же церковь в селе Марисола была заложена 7 сентября 1880 года и строилась на средства приходского попечительства, пожертвования верующих, благотворителей, одним из которых стал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Строительство церкви с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы было окончено в 1888 году и однопрестольная церковь была освящена.
Строительство колокольни завершилось в 1894 году. Построенный храм оказался весьма оригинальным. На его архитектурные достоинства обратили внимание в 80-90-е годы XX века. Появилась точка зрения о том, что Покровская церковь построена по типовому проекту архитектора К. Тона, автора знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. Однако, эта версия представляется мало убедительной. В храмах, построенных по проектам К. Тона, являвшегося одним из основоположников русско-византийского стиля в церковном зодчестве, гораздо больше древнерусских мотивов в декоративном убранстве, компоновке фасадов, чем в Покровской церкви.
На взгляд специалистов, к проекту храма мог иметь отношение Санкт-Петербургский архитектор, академик архитектуры А.М. Горностаев, удачно сочетавший в своем творчестве древнерусские и готические мотивы и ставший основоположником национального стиля в храмовом зодчестве середины и второй половины XIX века. Достаточно сравнить его постройки на острове Валаам - храм Всех Святых в Белом скиту, Преображенский Собор и Покровский храм. Общего очень много. Это и граненые купола, стрельчатые окна, характер декоративного убранства. Все это делает Покровскую церковь оригинальным памятником архитектуры в нашем крае. В истории церкви упоминается, что для внутренней отделки были приглашены владимирские живописцы.
В 1895 г. архиепископ Вятский и Слободской на праздник Покрова Пресвятой Богородицы освятил церковь. К 1915 году к церкви были приписаны часовни, располагавшиеся в починке Ерши и на берегу реки Шаба. На территории прихода находились школы Братства святителя Николая Чудотворца в деревнях Большие Ключи и Онодур. В советский период храм разделил участь других православных святынь. В 1934 году на общем собрании колхозников было принято решение о закрытии церкви. Возрождение церкви началось по ходатайству верующих в конце 80-х годов. В 1991 году начались богослужения.
При церкви в 2017 году открылась Воскресная школа. Бывший учитель истории Марисолинской средней школы, ветеран Великой Отечественной войны Ф.М. Охотников собрал данные и написал историю Марисолинской церкви по воспоминаниям старожилов. Отрывки из этого материала в газете «Край Сернурский» за 9 июля 1999 года.