Казанцева Валентина Петровна,
учитель марийского языка и литературы
МОУ «Мустаевская СОШ имени Шабдара Осыпа», 2015 г.
Край родной… Как много эти слова говорят сердцу каждого из нас. И счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей своей жизни. Мало любить свой край, надо ещё хорошо знать историю маленькой родины. Для каждого человека в малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Амбар, о котором мой рассказ, один из старейших в деревне Мустаево. Словно веточка с прошлого, он дает нам теплые воспоминания о былых временах нашего рода.
Родословная семьи Казанцевых начинается с глубокой древности. Много времени прошло с тех пор, как деревня Чорпан стала называться Мустаево. Одни поколения исчезали, другие зарождались. Фамилия Казанцевых берет начало с Пура Кори. В старину говорили, что он был приемным ребенком, а откуда он был родом, воспоминаний не осталось. Многие фамилии появились от названия рода, например, «Мустай» - Мустаев, «Мрача» - Мрачев, «Мемей» - Мамаев.
Предки Пура Кори занимались извозом у татар. Им очень понравился город Казань. И учетчик в 1875-76 гг. записал на них фамилию Казанцев. С тех пор много времени прошло, больше века. Но история сохранила для нас одно удивительное строение - старый двухэтажный амбар, который находится у нас во дворе.
Старый амбар… Когда-то это было возвышающееся, крепкое и самое красивое строение в деревне. Аромат спелого зерна наполнял твои стены. Ты кормил семью, давал силы своим хозяевам. За вековую историю что только ты не видел, слышал, словно готовился нам передать свои мысли. Тебя не щадили ни холодные ветра, ни палящее солнце, ни жгучие морозы, но ты стоял крепко, собираясь гордо сказать нынешнему поколению: «Слышите! Ищите и знайте своих предков». Если бы он умел говорить, мы бы окунулись в то далекое время, когда начинался род Казанцевых. Хлебный амбар - это ниточка, связывающая нас с историей прапрадеда Кыргория. Семья Кыргория была большая: 18 человек - четверо сыновей, дочери. Все жили вместе и дружно. Имели большое хозяйство: двухэтажный дом, строения, 4-5 лошадей, 4-5 коров, быков, нетелей, 25-30 овец. Моя свекровь говорила: «Четыре снохи были, каждый день пекли хлеб: одну неделю одна сноха, другую неделю - другая и так по очереди».
По воспоминаниям, Кыргорий был мастером на все руки. Что только он не умел делать! Он смастерил деревянный велосипед, на нем сам ездил. Без усилий смог смастерить деревянную табуретку, кровать. Деревянная кровать сохранилась и стоит на втором этаже амбара, где летом приятно отдохнуть на свежем воздухе. Амбар стоит на фундаменте из природного камня, с «продувом» снизу. Такие постройки отличались сухостью и защищенностью от мышей. Амбар служил помещением для хранения хлебных и фуражных припасов, а также посевного зерна. Дверные проемы делались небольшими - ниже человеческого роста, с высокими порогами. На первом этаже зерно хранилось в специальных отсеках-ларах для муки и круп, имелись деревянные кадки и другая хозяйственная утварь. Внутри строения располагали жерди для вещей, полки, многочисленные крюки. На второй этаж ведет лестница, оканчивающаяся на балконе. Второй этаж служил жилым помещением в летнее время. Вдоль одной стены устроены деревянные нары, стоят деревянные кровати. Повседневная и праздничная одежда развешивалась на втором этаже амбара на специальной жерди «вара».
Строительство деревянных амбаров велось из бревен хвойных пород. В старину лес строго заготавливали в зимнее время: в декабре - январе, когда дерево спит. Наш амбар состоит из 23 венцов, углы соединены «в чашу», ширина 5 метров, а длина 6 м. Время не стоит на месте. Стремительно меняют свой облик не только города, но и сельские населенные пункты. Современное строительство ведется с новыми материалами и по новым технологиям. Существует проблема, что со временем мы можем утерять старинное зодчество с её красотой и неповторимостью.