Сернурская централизованная библиотечная система имени Кима Васина Четверг, 26.12.2024, 13:09

Адрес: 425450 Республика Марий Эл, пгт. Сернур, Микрорайон, д.16

Телефон: 8(83633)97387  

Е-mail: sernurbibl@mail.ru

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Краеведение

Молодым читателям

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В разделе материалов: 60
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 »

  

Селение находится в живописном месте и состоит из одной улицы. Один конец ее называется Сепи кашак, другой — Йомдартыш, середина — Кыдал сола. Рядом имеются родники Епрем памаш, Пренган памаш, овраг Сÿас корем (по преданию, в нем был убит татарин). В народе сохранилась история о некоем солдате Иване, который, отслужив двадцать пять лет, три года шел пешком из Сибири. Ему дали прозвище Салтак Йыван.

Достопримечательности Сердежского сельского поселения | Просмотров: 244 | Добавил: sernurbibl | Дата: 01.06.2022

 

Илья Иванович Россыгин - Марий калыкын ик эн йöратыме уста артист-комикше. Немда эҥер серыште, ужар сывыным чийыше, куэр лоҥгаште верланыше Кугу Пÿнчер ялын эргыже. Тудо 1918 ий 25 июльышто кресаньык ешеш шочын. Изинекак поро кумылан, мыскарам ыштен моштышо рвезе кушкын. 1934-ше ийыште Марий драмтеатрын гастроль ден толмыжо рвезын чоныштыжо артист лияш кумылым ылыжтен. Тудо «Мÿкш отар» спектакльым чон вургыж ончен. Марий театрыште талантан артист чылажге 60 утла рольым модын. 

перевод

      Илья Иванович Россыгин - один из талантливых артистов-комиков Марийского драматического театра. На берегу реки Немда среди одетых в зеленый наряд берез расположена деревня Кугу Пÿнчер. Там 25 июля 1918 года в крестьянской семье родился Илья Россыгин. Он рос добродушным, простым, любил добрые шутки. В 1934 году ему посчастливилось увидеть выступление артистов театра. Спектакль «Мÿкш отар» зажег в душе парня желание стать артистом. Талантливый артист сыграл более 60 ролей в театре.


       

Одно из старейших зданий поселка Сернур. Расположено на пересечении улиц Советской и Коммунистической.  Здание волостного правления. На нижнем этаже располагались вспомогательные отделы волостного правления, а также отделение Уржумской тюрьмы. Здесь содержались за неуплату налогов, за невыполнение различных государственных повинностей. На втором этаже находилось Сернурское волостное правление, одна из комнат которого была занята почтой. Здание до 30-х годов оставалось в первоначальном виде: квадратное, по пять окон в каждую сторону. В середине 30-х годов стали возводить пристрой в сторону больницы, где расположились отделы райисполкома, райкома ВЛКСМ, в 50-е, 60-е годы - пристрой в сторону Низовки. Архитекторы старались сохранить архитектурный стиль здания. С 1918 года это здание принадлежало Советам. В здании располагался Райисполком. В   настоящее время здесь разместился районный отдел образования.

Достопримечательности городского поселения Сернур | Просмотров: 271 | Добавил: sernurbibl | Дата: 01.06.2022

 Казанцева Валентина Петровна,
учитель марийского языка и литературы
МОУ «Мустаевская СОШ имени Шабдара Осыпа», 2015 г. 

    

Край родной… Как много эти слова говорят сердцу каждого из нас. И счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей своей жизни. Мало любить свой край, надо ещё хорошо знать историю маленькой родины. Для каждого человека в малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Амбар, о котором мой рассказ, один из старейших в деревне Мустаево. Словно веточка с прошлого, он дает нам теплые воспоминания о былых временах нашего рода.

Родословная семьи Казанцевых начинается с глубокой древности. Много времени прошло с тех пор, как деревня Чорпан стала называться Мустаево. Одни поколения исчезали, другие зарождались. Фамилия Казанцевых берет начало с Пура Кори. В старину говорили, что он был приемным ребенком, а откуда он был родом, воспоминаний не осталось. Многие фамилии появились от названия рода, например, «Мустай» - Мустаев, «Мрача» - Мрачев, «Мемей» - Мамаев.

        Предки Пура Кори занимались извозом у татар. Им очень понравился город Казань. И учетчик в 1875-76 гг. записал на них фамилию Казанцев. С тех пор много времени прошло, больше века. Но история сохранила для нас одно удивительное строение - старый двухэтажный амбар, который находится у нас во дворе.

           Старый амбар… Когда-то это было возвышающееся, крепкое и самое красивое строение в деревне. Аромат спелого зерна наполнял твои стены. Ты кормил семью, давал силы своим хозяевам. За вековую историю что только ты не видел, слышал, словно готовился нам передать свои мысли. Тебя не щадили ни холодные ветра, ни палящее солнце, ни жгучие морозы, но ты стоял крепко, собираясь гордо сказать нынешнему поколению: «Слышите! Ищите и знайте своих предков». Если бы он умел говорить, мы бы окунулись в то далекое время, когда начинался род Казанцевых. Хлебный амбар - это ниточка, связывающая нас с историей прапрадеда Кыргория. Семья Кыргория была большая: 18 человек - четверо сыновей, дочери. Все жили вместе и дружно. Имели большое хозяйство: двухэтажный дом, строения, 4-5 лошадей, 4-5 коров, быков, нетелей, 25-30 овец. Моя свекровь говорила: «Четыре снохи были, каждый день пекли хлеб: одну неделю одна сноха, другую неделю - другая и так по очереди».

        По воспоминаниям, Кыргорий был мастером на все руки. Что только он не умел делать! Он смастерил деревянный велосипед, на нем сам ездил. Без усилий смог смастерить деревянную табуретку, кровать. Деревянная кровать сохранилась и стоит на втором этаже амбара, где летом приятно отдохнуть на свежем воздухе. Амбар стоит на фундаменте из природного камня, с «продувом» снизу. Такие постройки отличались сухостью и защищенностью от мышей. Амбар служил помещением для хранения хлебных и фуражных припасов, а также посевного зерна. Дверные проемы делались небольшими - ниже человеческого роста, с высокими порогами.  На первом этаже зерно хранилось в специальных отсеках-ларах для муки и круп, имелись деревянные кадки и другая хозяйственная утварь. Внутри строения располагали жерди для вещей, полки, многочисленные крюки. На второй этаж ведет лестница, оканчивающаяся на балконе. Второй этаж служил жилым помещением в летнее время. Вдоль одной стены устроены деревянные нары, стоят деревянные кровати. Повседневная и праздничная одежда развешивалась на втором этаже амбара на специальной жерди «вара».

                Строительство деревянных амбаров велось из бревен хвойных пород. В старину лес строго заготавливали в зимнее время: в декабре - январе, когда дерево спит. Наш амбар состоит из 23 венцов, углы соединены «в чашу», ширина 5 метров, а длина 6 м.  Время не стоит на месте. Стремительно меняют свой облик не только города, но и сельские населенные пункты. Современное строительство ведется с новыми материалами и по новым технологиям. Существует проблема, что со временем мы можем утерять старинное зодчество с её красотой и неповторимостью.

 

 


Опалева Галина Андреевна, 
заведующая Казанской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина», 2015 г.

       

Вера и религия - два разных слова, но они всегда находятся рядом друг с другом. Это тёплый яркий свет, добро, душевный покой и уют, часть жизни. Каждому человеку нужна вера в то, что он живет не зря, что все в этом огромном мире происходит не напрасно. И когда в сердце человека живет вера в Бога, он знает, что каждое событие имеет смысл. А храм – это место, где религия и вера сливаются в единое целое, где человек может общаться с Богом. Именно с этой целью создавались храмы, церкви и монастыри. В селе Казанское была Казанско–Богородицкая церковь, которая впоследствии была разрушена. История села Казанское берет свое начало с 18 века. Первоначально поселение сформировалось, как починок и называлось по имени первопоселенца Токсубаево (Токсыбаево).   Существует предание о причине строительства церкви именно в нашем поселении. В 1860 г. произошло чудо: в дупле одного из дубов была найдена удивительная икона Казанской Божьей Матери. Необычного появления иконы никто не мог объяснить. Решено было на этом месте построить церковь.

 

      В 1861 г. по ходатайству жителей и по указу Святейшего Синода было начато строительство деревянной однопрестольной церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери, которая была освящена 29 января 1862 г. С этого момента деревня получила статус села и стала называться село Казанское. В приходе числилось православных русских: мужчин - 891 человек, женщин -1000; единоверцев: мужчин - 57, женщин - 57; православных мари: мужчин-286, женщин - 290. В 1869 г. была открыта первая церковно-приходская одноклассная школа в доме священника. С 1873 г. такая школа стала работать в помещении церковной избы. Специальных помещений для содержания церковно-приходской школы не было, поэтому местные священники обучали детей местного прихода и в своих домах. Обучением в домашних приходских школах занимались дьяконы А. Попов и Ф. Юферев. Шестеро крестьянских мальчиков обучал чтению и письму дьякон И. Домрачев. В 1876 г. в селе была построена каменная церковь. В штате церкви были священник, дьякон и псаломщик.

        В приход церкви вошли жители 25 русских и марийских селений, из которых мужчин было 1141, женщин - 1208 (русских), крещеных мари: мужчин - 376, женщин - 399 человек. Каким был храм, мы точно не можем сказать. Сохранилась одна-единственная фотография, которая была сделана перед ее разрушением. К сожалению, на ней изображен не целый храм. По воспоминаниям старожилов села находившаяся рядом с церковью часовня не была с ней соединена, сама церковь была окружена кирпичным забором, покрытым жестяной крышей. Вокруг церкви росли березы и были посажены плодовые кусты. Сам же храм был из красного кирпича, однокупольный.

     В 1934 г. в Казанско-Богородицкой церкви председателем церковного совета была А. Н. Шарнина, казначеем – И. Ф. Жаворонков, псаломщиком - И. И. Анисимов, зам. председателя церковного совета - П. Д. Шарнина, зам. казначея - Д. П. Мошкина. Церковь в селе была закрыта 9 января 1939 г., здание передали под культурное учреждение. В 1940 г. здание церкви использовалось под клуб МТС, а в 1942 г. - как мастерская МТС. В 1943 году постановлением Совета Народных Комиссаров Марийской АССР был образован Казанский район, и в 1946 году храм стали разбирать. Как вспоминает старожил села Купсольцева Валентина Ефимовна, большую часть кирпича использовали при строительстве Дома Советов и мастерской, а остаток разобрали жители села на строительство и ремонт печей.

 

    Церковь была переведена в деревню Мурзанаево, куда и переехал священник. А после закрытия все имущество: иконы, утварь и т.д. - разнесли по домам жители соседних деревень. Икона Казанской Божьей Матери досталась Глушковой Елизавете. Буквально перед смертью она передала её в Казанский молельный дом. Так икона снова вернулась к людям нашего села. Часть икон: Матроны Московской, две иконы Казанской Божьей Матери и Николая Угодника жители села вернули в молельный дом. С 1861 года  в церкви  служили разные священники. В книге «История сел и деревень Сернурского района» сказано, что в 1873 году дьяконы Николай Попов и Василий Юферев занимались обучением местных детей. Мы попытались узнать, кто были эти люди? В Государственном архиве РМЭ хранятся «Клировые ведомости о Казанско-Богородицкой церкви Уржумского уезда Вятской епархии села Казанское за 1915 год ».

         Изучая их, мы нашли сведения о священнике Попове Алексее Николаевиче и узнали, что родился он в 1877 году в семье дьякона села Казанское. Можно сделать вывод, что это сын Николая Попова. Но больше никаких сведений о них не удалось найти. В этих же клировых ведомостях нашли сведения о священнике Зубареве Николае Михайловиче, который служил священником в нашей церкви. О нем в интернете удалось найти подробную информацию, а так же фото духовенства второго благочинного округа за 1908 год. Предположительно, на ней есть и отец Николай, но сейчас это подтвердить никто не может.

     Зубарев Николай Михайлович родился в 1862 году, служил диаконом и священником в селе Казанское с 24  октября 1896 по 1916 гг. Отошел к Господу 3 марта 1916 года. Из беседы с Купсольцевой Валентиной Ефимовной узнали, что с южной стороны церкви располагались захоронения священнослужителей и служителей Казанско-Богородицкой церкви. Можно предположить, что отец Николай был похоронен у храма. К сожалению, сейчас это запущенное место. В семье Зубарева Николая Михайловича и его жены Софьи Аристионовны было 9 детей, двое из которых, Борис и Михаил, также были священниками, но судьба их трагична – они были расстреляны в 30-е годы. Так же в интернете нашли имена еще нескольких священников, которые в разное время служили в Казанско-Богородицкой церкви села Казанское. Это диакон Ергин Владимир, священник Ермин Н.И, псаломщик Владимир Захариев-Капачинский, священник Муратовский Василий.

            В клировых ведомостях Госархива РМЭ есть сведения об Осокине Гаврииле Григорьевиче, дьяконе, марийце, который с 12 июня 1904 года по прошению был перемещен в село Казанское. Несмотря на то, что церковь в селе была разрушена, вера в людях была сильна, она не ушла с годами. И в 1995 году на месте бывшего храма была построена небольшая часовня, а в 2002 году в селе силами верующих открыт Молельный дом в здании бывшей больницы, где до 2016 г. служил отец Николай, иерей Кукнурской Крестовоздвиженской церкви.

 

      Два раза в год на праздник Казанской иконы Божьей Матери, 21 июля и 4 ноября, у часовни и в Молельном доме проходят молебны. В эти дни через наше село проходят крестные ходы из села Кукнур и Марисолы.


   Богданова Раисия Сергеевна,
заведующая Чендемеровской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина»

Каменный исполин представляет большой интерес для каждого проезжающего по трассе Йошкар-Ола-Киров человека. Живописная скульптура, изображающая могучего человека, поднимающего камень, возвышается возле автомобильной трассы на повороте к посёлку Горняк. Автором этого монументального памятника каменного зодчества является член Союза художников России, обладатель Национальной премии России «21 век», заслуженный художник Марий Эл Владимир Николаевич Савельев.

Предки Владимира Николаевича с деревни Токтамыж – дед Михаил Савельев и мать Клавдия Михайловна. Мать была ещё ребёнком, когда деда репрессировали и сослали на Урал. Затем мать с сестрой Марией Михайловной вернулись в родные края. Мария вышла замуж за Дмитрия Орая (Д.Ф. Богословского), известного марийского писателя.

                      В.Н. Савельев родился 28 июля 1947 года в Йошкар-Оле, куда его мама вернулась после войны. Учился в школе №13, №11, где и закончил восемь классов. Затем окончил технологический техникум по специальности «Технология деревообработки». Работал художником-оформителем на Йошкар-Олинском заводе электроавтоматики. После поступает в Строгановское училище в Москве, в класс монументальной живописи к Александру Дейнеке, далее переходит на скульптурное отделение этого же училища. Вернувшись в Йошкар-Олу, работал в худфонде. Был лично знаком с Филиппом Павловичем Шабердиным. Первой его работой был мраморный бюст П.И.Чайковскому, который был установлен в вестибюле музыкальной школы, носящей его имя.

                      Заказ на изготовление скульптуры для Памашъяльского каменного карьера получил случайно. Проектный институт «Марийскгражданпроект» заказал Савельеву скульптуру «Муза», которая и сейчас там стоит. Для изготовления был нужен камень, и он приезжает в Памашъяльский каменный карьер. В то время директором был Иван Павлович Конкин, который сказал: «Вот сделаешь мне скульптуру у въезда в Горняк, тогда я выделю тебе камень». Пришлось художнику сначала сделать её. Год ушёл на проектную работу и эскизы: образ Сизифа из древнегреческой мифологии пришёлся по душе и исполнителю, и заказчику. Найдя огромный камень-известняк, художник приступает к работе. Целых два года работал он над своим детищем – вначале обтесать камень помогли рабочие, а потом уж всё делал сам. Огромный исполин высотой 6 метров и весом под 60 тонн получился на славу. Готовую скульптуру монтировали на место из двух частей, потому что иначе её не смогли бы поднять. Это было осенью 1993 года. Надпись «Агропромдорстрой Памашъяльский каменный карьер» придумали уже потом.

                  Каждый день Владимир Николаевич упорно и настойчиво рубил камень. За эту скульптуру он получил 11000 рублей, не так много по тем временам. Памятник все жители посёлка называют «Конкин». Иван Павлович Конкин возглавлял карьер с 1985 по 1993 год. Он был высокий, крупный, широкоплечий мужчина с вьющимися русыми волосами. Памятник и внешне на него похож… Автор этого удивительного исполина Владимир Николаевич Савельев с 1994 года живёт и работает в Раифском Богородицком мужском монастыре. За мраморные рельефы «Четыре евангелиста» на стене храма Грузинской иконы Божьей Матери художник был удостоен в 2010 году Национальной премии России «21 век». «Память у людей обо мне останется… А для потомков я оставил на нём свой личный автограф»,- говорил художник Савельев о каменном исполине Сернурского района. Действительно, и сегодня помнят жители посёлка художника - скромного, дружелюбного, с бородкой…

 


 

Кинотеатр в п. Сернур был открыт в 1970 году. Кинотеатр был назван «Юбилейный» в ознаменование 100-летия В. И. Ленина. Первым директором кинотеатра стала Алла Григорьевна Абрамова. Эту должность молодому специалисту предложил тогдашний директор киносети Герман Иванович Сандаков.  Первый показ состоялся в день открытия кинотеатра. Это был фильм режиссера Юрия Озерова «Освобождение».  Кроме кинопроката в кинотеатре устраивались встречи с известными людьми. Поэт Николай Тихонов, с 1949 года возглавлявший Советский комитет защиты мира. Марийский писатель Аркадий Крупняков. Незабываемой для жителей поселка была встреча с Валерием Ободзинским. Зал стоя встречал его самую известную песню «Эти глаза напротив». 

           В 1989 году, в год 80-летия со дня рождения нашего земляка, главного героя первого звукового фильма «Путевка в жизнь» Йывана Кырли, было решено переименовать кинотеатр.  В кинотеатре был буфет. Чтобы попасть на сеанс любимого фильма, надо было выстоять огромную очередь. К сожалению, те времена ушли в прошлое. Просмотры больше не устраивались, в здании располагались различные торговые точки. В настоящее время основное здание требует ремонта и никак не используется, а в пристрое к зданию (со стороны буфета) находится Сернурский ЗАГС.

 

Достопримечательности городского поселения Сернур | Просмотров: 299 | Добавил: sernurbibl | Дата: 01.06.2022

Дом купца Андрея Константиновича Вершинина

        

Здание дореволюционной постройки (ул. Коммунистическая) принадлежало торговцу Андрею Константиновичу Вершинину. В Сернур он переселился из деревни Коростели (бывшая Ялнерка), имел большое хозяйство, занимался торговлей, имел полевые наделы в сторону деревни Малая Мушка. На первом этаже дома в советское время находился магазин «Мясо-молоко», на втором – квартиры.

Дом купца Дмитрия Ивановича Милютина

 

Двухэтажное здание на перекрестке улиц Советской и Коммунистической до 1918 года принадлежало бывшему волостному писарю Дмитрию Ивановичу Милютину.  Получив наследство от местного помещика Горинова, разбогател. Владел земельными и лесными участками, водяными мельницами на реках Лаж и Ировка, Желтухинским стекольным заводом.  Построил в Сернуре двухэтажный дом, в котором располагался купеческий магазин. В советское время здесь располагались типография, редакция газеты «Призыв». Сейчас здесь открыт магазин «Стелла». Не смирившись с утратой нажитого имущества, в 1918 году вместе с сыновьями ушел к белогвардейцам.

Дом купца Ефрема Петровича Буркова

Каменное двухэтажное здание по улице Коммунистической принадлежало купцу первой гильдии Ефрему Петровичу Буркову. Сам он был родом из д. Красный Ключ. Кроме этого дома он имел в селе торговую лавку, кабак, чайное заведение, три деревянных двухэтажных дома, которые сдавал внаем.  Его жена, дети много работали по хозяйству. Своим детям он стремился дать хорошее образование. Сам Ефрем Петрович был избран гласным Уржумского земства. Был близко знаком с агрономом уезда – отцом поэта Николая Заболоцкого. В советское время в этом доме располагались магазины «Книги», «Сельхозпродукты», отделение банка, в настоящее время - ателье, магазин, Военно-страховая компания.

 

Дом купца Ефрема Петровича Буркова (здание первой библиотеки) Дом расположен по улице Коммунистической, 87. В нем в 1903 году была открыта   бесплатная библиотека. Уржумская земская управа выделила на открытие библиотеки 270 рублей. Заведующей библиотекой была назначена учительница земского училища М. А. Соколова.  В будущем здесь откроется Дом пионеров. В настоящее время в доме две квартиры.

Достопримечательности городского поселения Сернур | Просмотров: 277 | Добавил: sernurbibl | Дата: 01.06.2022

     

Давным-давно в центре поселка Сернур стояла церковь, а позади нее была базарная площадь. На месте церкви было построено здание клуба, а базарная площадь была засажена деревьями и кустами и стала любимым местом отдыха жителей поселка – Ленинским садом. Жители поселка называли его ласково – Ленинский садик.

Это было самое любимое место отдыха, так как было неразрывно связано с культурной жизнью Сернура.  Первоначально, а это было в 1929 году, на месте базарной площади возник стадион. И только в 1934 году были разбиты симметричные дорожки с посаженными вдоль акациями. Дорожки украшали вазоны, сделанные еще в Каменотесной мастерской поселка. В 60-е годы в Ленинском садике была детская площадка с лесенками, песочницами, качелями, детская карусель с лошадками. Нигде больше в поселке таких развлечений не было, поэтому здесь всегда было много ребятишек.

Взрослые следили за состоянием площадки, но постепенно, к сожалению, все пришло в упадок. Была в Ленинском садике танцплощадка. «Танцы» (в то время говорили именно так) проводились четыре раза в неделю: среду, пятницу, субботу, воскресенье. Под пластинки, позднее – магнитофон. Танцплощадка всегда была заполнена молодежью, а старшие просто приходили сюда и любовались танцующими. Входной билет стоил 20 коп. И танцевали тогда и вальс, и шейк, и твист. Проводились танцы и под музыку вокально-инструментального ансамбля. Ансамбль «Горизонт» был закреплен за Домом культуры и пользовался его инструментами. Музыканты играли не только на танцах  

      Ребята выезжали в другие районные центры, села, выступали на концертах. Танцплощадка менялась с годами, дважды перестраивалась и эстрадная раковина. В центре садика было два павильона. В одном из них по выходным и праздникам работал буфет, а в другом - выездной читальный зал. Работники библиотеки приносили туда газеты и журналы, и люди с удовольствием их читали. В тени деревьев долгое время стояли специальный стол и скамейки для игроков в шахматы. Шахматные турниры организовывал спорткомитет, которым руководил Яковлев Иван Кузьмич. Территория Ленинского сада дважды расширялась. Первый раз сад был увеличен и засажен американскими кленами в сторону улицы Конакова. А в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне с левой стороны Дома культуры ветераны войны посадили липы, которые теперь сильно разрослись (сведения взяты из книги И. Мокан «Родной Сернур»). 

             В центре садика на постаменте стоял бюст Ленина, который позднее заменили на памятник, перенесенный от райкома партии. Отсюда и название садика. В 90-е годы памятник убрали, а в 2006 году был установлен памятник-бюст. Сейчас он украшает территорию возле здания Администрации поселка. Главным событием каждой весны было Открытие Ленинского садика. За несколько дней до этого знаменательного дня здесь все звенело от веселых голосов и смеха школьников, которые готовили его к открытию. Одни лопатами по шнуру равняли и защищали аллеи от сорняков, другие стригли кусты акаций, носилками разносили привезенный речной песок и посыпали им аллеи, белили деревья, красили скамейки, ограду, павильоны, танцплощадку. По итогам смотра благоустройства и санитарного состояния городов, районных центров и населенных пунктов республики, посвященного 50-летию МАССР, среди районных центров нашему поселку было присуждено первое место с вручением Почетной грамоты Совета Министров и областного Совета профсоюзов. Были выделены дополнительные ассигнования на благоустройство поселка в сумме 10 000 руб.

            А в день открытия рано утром готовились павильоны. К назначенному часу нарядно одетые жители поселка семьями сходились к главному входу, на воротах которого всю зиму висел замок. Играла музыка, на танцплощадке шел концерт участников художественной самодеятельности. Семьи группами располагались на полянах, отдыхали, пели, веселились. Для детей и взрослых организовывались игры, конкурсы, соревнования, победители награждались призами. А вечером начинались долгожданные танцы. С этого дня танцы проводились не в Доме культуры, а в Ленинском садике. И они проводились почти всегда, в любую погоду. Вот такое замечательное было время.  А в 2002 году территорию Ленинского садика решили кардинально видоизменить. И хочется надеяться, что новый скверик станет также любимым местом отдыха для жителей поселка Сернур.

Достопримечательности городского поселения Сернур | Просмотров: 488 | Добавил: sernurbibl | Дата: 01.06.2022

   

Когда выезжаешь за околицу села Марисола, взгляд невольно цепляется за огромные разлапистые сосны на пригорке. Они как былинные богатыри в чистом поле. Великанов не раз пытались спилить, но народ всегда встает на защиту - нельзя, говорят, деревья священные. Место это особенное, чуть ниже холма бьет мощный родник, покой которого действительно, кажется, и охраняют эти сосны. С незапамятных времен к этому источнику тянутся люди - поклониться, испить водицы ледяной, испросить благословенья. Марисолинский ключ - место паломничества едва ли не всех молодоженов. Свадебные кортежи собираются здесь со всего района.

Традиция давняя, когда-то говорят, ездили на тарантасах, а теперь на иномарках. Есть старое поверье, что свадебная процессия обязательно должна переехать через три моста. Если передвигаться со стороны Сернура, так и получится. Кроме того, считается, что молодая семья, скрепленная водой из этого родника, будет крепче и счастливее. Недавно источник преобразился. Здесь выросли добротные рубленые избушки. Вольная ледяная струя теперь на время затихает в деревянной купели, ныряет в резервуар, откуда люди без проблем могут начерпать водицы.

         Стараниями настоятеля Марисолинского Покровского собора Пресвятой Богородицы отца Сергия родники обихожены, поставлены две купели, навесы. Инициативу батюшки поддержали люди добрые, среди них директор Сернурского предприятия Северо-восточных тепловых сетей Иван Попов, главный лесничий района Иван Гнутов. Ну а справно сладить постройки помогли мастеровые местные мужики. В крещенские праздники на ключе было настоящее столпотворение. Народ ехал отовсюду - обновить купели, окунуться в благодатную крещенскую воду. Устроено все замечательно: проточная чистая вода, удобные сходы с перилами, деревянный пол, очень хорошо и то, что купальни раздельные - не надо подолгу стоять в очередях.



Вход на сайт

Обратная связь
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Поиск

Режим работы

9.00 - 18.00
Сб: выходной
Вс: 9.00 - 15.00 
Летний режим работы: (июнь-август)
9.00 - 18.00
Сб., Вс.: выходной


Банеры