Сернурская централизованная библиотечная система имени Кима Васина Четверг, 25.04.2024, 20:49

Адрес: 425450 Республика Марий Эл, пгт. Сернур, Микрорайон, д.16

Телефон: 8(83633)97387  

Е-mail: sernurbibl@mail.ru

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Краеведение

Молодым читателям

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

В разделе материалов: 60
Показано материалов: 51-60
Страницы: « 1 2 3 4 5 6

         В голодные 20-е годы XX века в середине деревни Большая Мушка был пустырь, где, по рассказам старожилов, даже хоронили людей. Со временем власти запретили хоронить людей в деревне, стали хоронить на Сернурском кладбище. А это место пустовало.  Раньше школа в деревне была открыта в частном двухэтажном доме Анисима Степановича Мустаева. В 1933 году учились в доме у Георгия Даниловича Мустаева. В 1936 году решили построить новую школу. Первым учителем был Федоров А.И. Когда директором школы стал Иван Прокопьевич Росляков, на пустыре решили посадить аллеи из лиственниц, лип и сосен. Это было в 1964 году. И эти аллеи до сих пор радуют нас своей красотой.

Достопримечательности Верхнекугенерского сельского поселения | Просмотров: 167 | Добавил: sernurbibl | Дата: 07.06.2022

    Богданова Раисия Сергеевна,
заведующая Чендемеровской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина»

 Иерусалим язычников - говорил в своей работе сотрудник Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете С.К.Кузнецов, который был направлен летом 1882 года в деревню Кюпрансола для исследования святых рощ. Слово «кюсото» он перевёл с марийского как «высокая роща», насчитав в нашей округе 64 таких мольбищ. «Самый древний и самый громадный из всех черемисских кюсото и в то же время самый почитаемый», - писал он в своём отчёте об этой святой роще.

     Где же эта роща, которая носит название «Тунямбал кюсото» и так знаменита своими языческими молениями? Она находится на Волго-Вятском увале, между деревнями Куприяново, Шургуял и Товарнур. Именно здесь 3 декабря 1828 года прошли трёхтысячные всемарийские моления с участием представителей из Вятской, Казанской и Уфимской губерний. Произошедшее было не просто данью верности древней марийской традиции - это моление дало толчок к национальному возрождению и консолидации марийского народа. Под конец 1828 года российскому императору Николаю I доложили о чрезвычайном происшествии, имевшем место быть в Вятской губернии 3 декабря: состоявшемся многотысячном черемисском скопище в деревне Кюпрансола Сернурской волости Уржумского уезда. К удивлению докладчика, государь распорядился решить вопрос силой «внушения и убеждения». Главным распорядителем состоявшегося языческого моления был Иван Токметев.

               Теперь в нем, Тӱнямбал кюсото, превратившемся в своеобразный языческий Иерусалим в округе, происходили наиболее многолюдные моления, собиравшие по несколько тысяч молящих. В надежде покончить с язычеством жителей деревни Кюпрансолы, Вятским комитетом Миссионерского общества здесь в 1874 году была открыта миссионерская школа. А в 1901 году был построен Стефановский храм. Несмотря на появление церкви, 25 июля 1903 года здесь прошли моления при тринадцати кострах. Одетые в белые одежды крестьяне во главе с картом–языческим священником под игру на гуслях просили с зажженными восковыми свечами своих богов ниспослать хорошую погоду и обильный урожай. Всего марийцы поклонялись 77 языческим богам и божествам, не считая духов–покровителей и ангелов–хранителей. Молитвы высшим богам совершались возле трех священных деревьев–онапу.

             Вплоть до 20-х годов 20 века совершались моления в этой священной роще. А с 1929 года был запрет на моления, хотя марийцы продолжали молиться дома – тихо, по-семейному. Прошли годы. 29 сентября 1995 года вновь в этой роще прошли моления – Тӱня кумалтыш. Инициатором этих молений были М.Е. Шиляев, И.М. Мамаев. Собрались марийцы из Чувашии, Башкирии, Татарстана, Кировской области поклониться своим богам.

       Эту святую рощу посетил Василий Песков – писатель, журналист, автор многих книг о природе России. После этого посещения появился очерк в газете «Комсомольская правда» «Молитвенный лес». «Двадцатый век. А у липы с догорающей на ней свечкой двое стоят на коленях. Язычество! Самое настоящее, родом из детства всего человечества», - слова Василия Пескова.  Тӱнямбал кюсото и сегодня принимает своих почитателей, идущих с поиском веры и опоры в этом сложном мире.

 


 

У каждой деревни имелись свои молельные рощи. В Большой Мушке имеется липовая роща, где раньше проводились моления. Липы очень большие и старые. После войны хотели провести моление. Все люди уже собрались, подарки принесли. В котлах варились утки, гуси. Но приехали из Сернура комсомольцы, людей разогнали, котлы опрокинули, мясо втоптали в грязь. В середине 90-х годов XX века два раза проводились моления. Один раз во главе с картом Вячеславом Мамаевым и с помощью Виталия Михайловича Чемышева, в другой раз - с Валентином Алексеевичем Шабердиным. После этого уже моления не проводятся.


 

Особое священное место у марийцев - роща. Изначально с образованием деревни жители выбирали место, где будут проходить обряды моления. Каждая деревня имела до четырех рощ, с площадью от 1 до 3-4 гектаров. В рощах растут как хвойные, так и лиственные деревья. Особо почитаемые деревья – липа, береза. В летний период среди многочисленных растений рощи можно увидеть землянику, клубнику, костянику, малину. Радовали жителей грибы.

Не умолкает в рощах пение птиц. Священную рощу всегда содержали в идеальном порядке. Не пасли скот, а вокруг рощи делали изгороди, особо огораживали священное дерево. Посещали рощу по мере необходимости, при этом каждый раз соблюдали правила поведения. В священной роще нельзя трогать деревья, ломать ветки, громко кричать. Все это считалось большим грехом. Уходя из рощи, закрывали ворота жердями. К юго-западу от деревни Мустаево находится священная роща - Кÿрвел кÿсото. Она самая древняя. Открыл эту рощу Тозий, основоположник деревни Тоски (Антоново).

На моления приходили жители деревни Алдиярово, Тозки-Солы. Некоторые семьи совершали частные моления (фото – место семейных молений Токтаровых).

Всего в деревне Тоски-Сола имелось пять рощ: Якиман кÿсото, Мами ото, Ондипан кÿсото (Онис), Дмитриев кÿсото. В настоящее время в этих местах моления не проходят.

 

 


 

Сернурский краеведческий музей был создан Решением Совета депутатов трудящихся Марийской АССР на заседании исполкома Сернурского районного Совета (Протокол за № 11 от 21.10.1984 г.), в целях улучшения постановки патриотического, коммунистического воспитания молодежи и всех трудящихся района. В апреле 1985 года для музея было отведено деревянное двухэтажное здание, построенное в 1896 году по ул. Советская, в котором располагались педагогические курсы, педагогический техникум до 1953 г., Сернурская средняя школа до 1976 г., до 1984 г. здание находилось на балансе Сернурского СПТУ-30.  Возглавить работу музея было поручено бывшему работнику образования, краеведу, пенсионерке Галине Ивановне Мартьяновой.

                 Не каждая женщина пенсионного возраста способна взять на себя такую ответственность. К тому же не было ни опыта, ни материалов, а в предполагаемом здании музея размещались жилые квартиры. Свободным был лишь чуланчик да дровяник при доме. А еще у Галины Ивановны Мартьяновой было огромное желание оставить молодому подрастающему поколению память, непрерывную связь времен. Более 500 экспонатов, из которых старинные книги, исторические документы, нагрудных знаки, ценные вещи знаменитых людей собраны в музей этой энергичной женщиной. За каждым экспонатом судьба отдельного человека, у каждого своя история.  Официальное открытие музея состоялось 26 февраля 1986 года. Посетителям была представлена выставка продукции местных промышленных предприятий, а также первые экспонаты будущих экспозиций. Галина Ивановна Мартьянова первой в поселке заслужила звание «Почетный гражданин Сернура».

            С 1990 по 1998 годы Сернурский музей являлся филиалом Национального музея Республики Марий Эл им. Т.Евсеева в г. Йошкар-Ола, который оказывал методическую помощь в работе Сернурского музея.  В 1992 году Сернурскому историко-литературному музею было присвоено имя марийского просветителя, писателя и общественного деятеля, уроженца д. Купсола Сернурского района Александра Федоровича Конакова.  До 2011 года Сернурский музей являлся структурным подразделением муниципального учреждения культуры Сернурского муниципального района Республики Марий Эл «Отдел культуры» администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район». С февраля 2011 года Сернурский историко-литературный музей им. А.Ф.Конакова переименован в муниципальное бюджетное учреждение культуры Сернурского муниципального района «Сернурский музейно-выставочный комплекс имени Александра Конакова», который осуществляет свою деятельность на основании уставных документов.

 

 

Достопримечательности городского поселения Сернур | Просмотров: 175 | Добавил: sernurbibl | Дата: 01.06.2022

  

Это здание и территория вблизи него (участок между улицами Комсомольской, Советской, Красноармейской) в годы Великой Отечественной войны принадлежало детскому дому. Сюда привозили детей-сирот из оккупированных немцами районов. Здесь для них были построены жилые корпуса, помещения для учебы, трудовые мастерские. Несколько лет директором детского дома работал Иван Кузьмич Яковлев. В мирное время детдом стал интернатом для детей из малообеспеченных и неполных семей. В здании размещался учебный корпус интерната, впоследствии (с 1976 года) – СПТУ-30.

Сернурское СПТУ-30 просуществовало 30 лет. 26 лет отдал профессиональному образованию Почётный работник начального профобразования России Э.Е. Семёнов, проработав на этом поприще 9 лет - мастером производственного обучения, 17 – заместителем директора. Всё в образовательном учреждении происходило при нём – и становление, и кипучая деятельность, и сложности постсоветского периода, и закрытие профессионального училища № 30, такого нужного и необходимого для молодёжи села. (Интервью с Э.Е. Семеновым читайте на страницах газеты «Край сернурский» от 30 сентября 2021 г.)

Достопримечательности городского поселения Сернур | Просмотров: 219 | Добавил: sernurbibl | Дата: 24.06.2022

 

В 1837 году в деревне Мари-Сола была построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1855 году она сгорела, в 1856 году была воздвигнута другая деревянная церковь. Каменная же церковь в селе Марисола была заложена 7 сентября 1880 года и строилась на средства приходского попечительства, пожертвования верующих, благотворителей, одним из которых стал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Строительство церкви с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы было окончено в 1888 году и однопрестольная церковь была освящена.

Строительство колокольни завершилось в 1894 году.  Построенный храм оказался весьма оригинальным. На его архитектурные достоинства обратили внимание в 80-90-е годы XX века. Появилась точка зрения о том, что Покровская церковь построена по типовому проекту архитектора К. Тона, автора знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. Однако, эта версия представляется мало убедительной. В храмах, построенных по проектам К. Тона, являвшегося одним из основоположников русско-византийского стиля в церковном зодчестве, гораздо больше древнерусских мотивов в декоративном убранстве, компоновке фасадов, чем в Покровской церкви.
              На взгляд специалистов, к проекту храма мог иметь отношение Санкт-Петербургский архитектор, академик архитектуры А.М. Горностаев, удачно сочетавший в своем творчестве древнерусские и готические мотивы и ставший основоположником национального стиля в храмовом зодчестве середины и второй половины XIX века. Достаточно сравнить его постройки на острове Валаам - храм Всех Святых в Белом скиту, Преображенский Собор и Покровский храм. Общего очень много. Это и граненые купола, стрельчатые окна, характер декоративного убранства. Все это делает Покровскую церковь оригинальным памятником архитектуры в нашем крае. В истории церкви упоминается, что для внутренней отделки были приглашены владимирские живописцы.

          В 1895 г. архиепископ Вятский и Слободской на праздник Покрова Пресвятой Богородицы освятил церковь. К 1915 году к церкви были приписаны часовни, располагавшиеся в починке Ерши и на берегу реки Шаба. На территории прихода находились школы Братства святителя Николая Чудотворца в деревнях Большие Ключи и Онодур. В советский период храм разделил участь других православных святынь. В 1934 году на общем собрании колхозников было принято решение о закрытии церкви. Возрождение церкви началось по ходатайству верующих в конце 80-х годов. В 1991 году начались богослужения.  

      При церкви в 2017 году открылась Воскресная школа. Бывший учитель истории Марисолинской средней школы, ветеран Великой Отечественной войны Ф.М. Охотников собрал данные и написал историю Марисолинской церкви по воспоминаниям старожилов. Отрывки из этого материала в газете «Край Сернурский» за 9 июля 1999 года.

 


Храм является одним из старейших сельских храмов на территории марийского края. В 2016 году отмечалось его 200-летие. В марте 1810 года взамен деревянной церкви в Кукнуре была начата постройка каменного храма. Он был сооружен на пожертвования местных жителей. Службы в храме начали проводить с 1816 года, но храм был освящен в сентябре 1824. Тяжелыми для церкви были 20 – 30-е годы. В сентябре 1938 года было принято решение о закрытии церкви. В 1940 году здание было приспособлено под школу, а ровно через шесть лет церковь вновь была открыта. Постановление о повторном закрытии церкви было принято в марте 1962 года. Здание было передано колхозу и средней школе под мастерские.

Церковь была доведена до жалкого состояния и в таком виде находилась до 1989 года. В этом же году церковь была передана приходу.  Первым священником стал отец Геннадий, который очень много сделал для восстановления храма. С 1998 года настоятелем храма Воздвижения Креста Господня являлся протоиерей Николай (Суринов).  При храме работает Воскресная школа «Благо».

Тетерина, Л. К 200-летию церкви Воздвижения Креста Господня села Кукнур [Текст] /Л. Тетерина// Край сернурский. – 2016. – 8 июля. – С. 1, 5.


 

Более 100 с лишним лет назад в селе Кугушень сгорела деревянная церковь Косьмы и Дамиана. В 2014 году жители построили новую в честь этих же святых. Достопримечательность села - старая сосна. Местные жители точно даже не знают, сколько ей лет. Старейшины села Кугушень рассказывали, когда они были ещё маленькие, эта сосна была уже взрослым деревом. По преданию, под сосной похоронен настоятель первый церкви.


 Гусева Антонина Аркадьевна,
заведующая Большесердежской сельской библиотекой
МБУК «Сернурская ЦБС имени Кима Васина», 2015 г.

Жемчужина Большесердежского поселения – часовня в честь иконы Казанской Божьей Матери, находящаяся в бывшей деревне Ведоснур. Это в пяти километрах от центральной усадьбы д. Большой Сердеж.  Деревня Ведоснур была основана как починок в середине 17 века после присоединения к Казанскому ханству. Название образовано двумя составляющими: личным именем Ведас (Ведос – от Федос) и «нур» - поле, поляна. До 1921 года была в составе Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии. С 1974 года входила в состав Сердежского сельского совета. История этой деревни очень богатая и интересная.

В 1836 году в 18 дворах проживали 126 человек – 65 мужчин и 61 женщина. И уже в 1858 году (через 22 года) в деревне проживали 238 человек. Все русские. В селении работала кузница, занимались красильным промыслом. Кроме этого жителям принадлежали 796,8 десятин земли, 88 лошадей, 138 коров, 305 голов мелкого скота. Первая христианская школа была открыта в начале 18 века, а в 1905 году – земская школа в двухэтажном здании для старших детей и в пятистенке – для малышей. В 1922 году в школе обучались 80 детей, из них 50 мальчиков и 30 девочек, 10 мари из соседней деревни Опененки и 70 русских. В 1952 году в уже Ведоснурской начальной школе обучались 29 детей. В 1925 году численность деревни в 85 дворах составляла 421 человек. Были свои столярная и слесарная мастерские. В 1930 году проживали 439 человек, русские.

            В 1933 году был создан колхоз им. Ворошилова. Уже в 1940 году в нем состояло 60 дворов с населением 226 человек. Имелись 2 конюшни, коровник, свинарник, овчарня, 4 зернохранилища, 3 картофелехранилища, зерносушилка, крытый ток. В колхозе были 2 молотилки, 8 конных приводов, сенокосилка, 4 жатки, 35 конных плугов, 12 борон, 4 веялки и т.д. На фермах содержали 24 головы крупного рогатого скота, 10 свиней, 16 овец, 16 пчелосемей, 41 лошадь. В 1950 году деревня вошла в состав укрупненного колхоза им. Сталина, в 1961 году – в колхоз «Дружба» Лажъяльского сельсовета, а в 1974 году - в колхоз «Победа» Сердежского сельсовета.

            В 1975 году в 19-ти хозяйствах проживали 84 человека, в 2004 году осталось два жилых дома с тремя жителями, а в 2012 году покинули деревню два последних жителя – семья Шмаковых: Евгений Иванович и Анна Николаевна. В 1902 году в деревне Ведоснур построили часовню во имя иконы Казанской Божьей Матери, которую стали посещать жители всей округи. Были времена, когда часовня была запрещена, использовалась не по назначению – служила зернохранилищем. Но в 90-е годы силами населения близлежащих деревень эта святыня была восстановлена. Каждый год в июле на праздник иконы Казанской Божьей Матери жители всей округи, бывшие жители самой деревни Ведоснур приходят поклониться этой святыне.

         Недалеко от часовни, на берегу реки Лаж, построили очень красивую беседку – место для отдыха, где за порядком следят сами отдыхающие. За экологию в этом уголке природы можно не беспокоиться. Тут же, на берегу речки, пробивается родник с чистейшей водой. Это место тоже обустроено умелыми руками людей.

 



Вход на сайт

Обратная связь
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Поиск

Режим работы

9.00 - 18.00
Сб: выходной
Вс: 9.00 - 15.00 
Летний режим работы: (июнь-август)
9.00 - 18.00
Сб., Вс.: выходной


Банеры